рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Архитектура Византии и стран Балканского полуострова рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Архитектура Византии и стран Балканского полуострова

Архитектура Византии и стран Балканского полуострова

Корпорация «УКРБУД»

Харьковский строительный

техникум

Р Е Ф Е Р А Т

по строительным конструкциям

на тему: «Архитектура Византии и стран

Балканского полуострова»

Выполнил:

Вовк Е.В.

студент группы С-22

Проверил:

Хортик Л.В.

Харьков 2007

Архитектура Византии

Византия существовала более тысячи лет, с 4 в. до 1453 г., когда она была завоевана турками и Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей турецкой Османской империи. Во времена своего расцвета Византия была сильным государством; достаточно сказать, что она сумела противостоять натиску арабов. В ее состав входили обширные территории, включавшие Малую Азию, весь Балканский полуостров, Сирию, Палестину, Египет и некоторые земли в Италии.

Византия официально именовалась Римской империей, но ее культура существенно отличалась от древнеримской. Ядром византийского государства была территория бывшей Древней Греции, государственным языком был греческий, но в культуре Византии уже трудно распознать то, что в свое время являлось характерным для Древней Греции, и это не удивительно: ведь к тому времени, когда начала свое существование Византия, прошла тысяча лет со времен высшего расцвета Древней Греции. Византийская культура представляла собой нечто новое в истории. Ее истоками были старые традиции эллинистических государств и еще более древние традиции Ближнего Востока. На их основе в средние века развилась новая культура, непохожая на другие, имевшая свое собственное лицо. Архитектура Византии отличается от древнеримской и древнегреческой, так же как и от древнего зодчества ближневосточных стран, у которого она восприняла некоторые его черты.

В отличие от западных областей бывшей Римской империи, переживавших в период раннего средневековья упадок, в Византии в 5 - 10 вв. сохранились большие и богатые города, где процветали ремесла и торговля, велось монументальное строительство и архитектура вступила в новую фазу своего развития.

Основным строительным материалом был обожженный кирпич переднеазиатского типа - квадратной плоской формы. Кладка велась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку; швы делались толстыми. Иногда кладка стен велась попеременными рядами кирпича и камня. Фасады не штукатурились. Наряду с приемом смешанной кладки из кирпича и рваного камня широкое применение нашла техника кладки стен и особенно изготовления колонн из тесаного камня. Строительное искусство Византии стояло на высоком уровне.

Сооружались городские укрепления, дворцы, термы, акведуки, подземные цистерны для воды. Возводились монастырские комплексы, игравшие роль религиозных центров и одновременно крепостей. Ведущим архитектурным типом был храм. Церковь представляла совместно с императором и его государственно-бюрократическим аппаратом властвующую силу в империи. Храмы, большие и малые, строились повсеместно.

Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача

создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.

В западной части христианского мира определился тип храма, зал которого был разделен на три части двумя продольными рядами колонн. Такие здания - базилики - строились и в Византии, особенно на территории Сирии. Архитектура раннехристианских сирийских базилик оказала существенное влияние на формирование этого архитектурного типа в Европе.

Другой тип византийского храма - центрический. Он складывался на основе распространенной в Передней Азии композиции здания в виде компактного объема, перекрытого куполом. Прообразом храма этого типа является, как уже говорилось, древнее местное жилище. Но если в Иране купол опирался на стены квадратного помещения, то в Византии эта конструктивная система получила дальнейшее развитие и усложнение.

В Сирии и Малой Азии с древних времен совершенствовалось искусство применения каменных столбов и колонн в качестве опор. Византийские зодчие разработали прием, при котором купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов. Таким образом, подкупольное пространство расширялось за счет добавления к нему пространства обхода за этим кольцом. Кроме того, совершенствование строительной техники позволило делать купол не массивным, а прорезанным окнами по периметру его основания, благодаря чему купол, возвышающийся над головами прихожан, был залит светом. В Византии сложилась традиция, по которой богослужение сосредоточивалось в центре здания, под куполом, символизировавшим небесный свод. Поэтому центрические храмы были популярны. Они в большом числе строились в разных местах империи.

Однако храмы центрического плана оказались недостаточно удобными. Со временем церковная служба чаще устраивалась подобно тому, как теперь происходит театральное представление: алтарь располагался в конце зала, как на сцене, при этом все молящиеся были обращены в одну сторону (вероятно, это произошло под влиянием языческого обычая молиться, обратясь лицом к востоку). В соответствии с этим строились и получили преобладание храмы удлиненной формы, с расположением алтарной части у восточной стены, а входа - на западной стороне здания.

Собор св. Софии в Константинополе - наиболее значительный памятник ранневизантийской архитектуры. Его главный зал имеет продолговатую форму; в западной стороне находится вход, в восточной - апсида, которая играет роль алтарной ниши. Центральная часть зала перекрыта куполом диаметром 31,4 м. Хотя этот купол по размерам меньше купола Пантеона, он свидетельствует о более высоком уровне инженерного искусства. Купол Пантеона массивен, купол Софии прорезан у основания кольцом окон. Но главное даже не в этом. Купол Пантеона опирается на массивные (толщиной 6 м) стены, тогда как силы распора от купола Софии распределяются в системе окружающих его конструкций. С восточной и западной сторон это более низко расположенные полукупола, перекрывающие концевые части зала; с продольных же сторон распор передается на поперечные стены боковых помещений.

В архитектуре Ирана круглый в плане купол устанавливали на квадрат основания одним из следующих двух способов: углы квадрата срезали арочками, благодаря чему под куполом получалось восьмигранное основание, либо в углах устраивали постепенный напуск кладки (образующий характерные для архитектуры стран ислама сталактиты). В соборе св. Софии применен прием, который был разработан в архитектуре Древнего Рима: купол опирается на четыре расположенные квадратом арки, а в участках между смежными арками возведена конструкция треугольно-сферической формы, называемая «парусом». Сложная купольная система, прорезанная многочисленными световыми проемами, зрительно образует воздушно-легкое покрытие над пространством зала, где происходит церковная служба.

Центрические и продольно-центрические храмы уступили первенство крестово-купольным, которые возникли в то же время, в 5 - 6 вв., но впоследствии стали характерными культовыми зданиями в Византии и в других странах восточного христианства. Крестово-купольные храмы сформировались с использованием применявшегося в Иране приема опирания купола на отрезки внутренних стен. Этот принцип объемно-пространственного построения здания, привычный для зодчих Передней Азии, послужил основой при разработке композиционной схемы зданий первых христианских церквей. Одновременно сыграло роль то обстоятельство, что в 4 в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол. Храм с планом такого типа получил широкое распространение в 6 - 9 вв. в разных местах Византии и за ее пределами. Он, например, стал обычным в Греции и Болгарии, в Закавказье.

Однако план в виде вписанного в квадрат креста также имел существенный недостаток: такая композиция приводила к расчленению здания на несколько помещений; даже если эти помещения объединялись посредством больших открытых проемов, внутреннее пространство оставалось раздробленным, что было и практически неудобным, и в эстетическом отношении мало удовлетворительным.

Надо было создать тип храма с единым внутренним пространством. Для этого, отойдя от предвзятой идеи плана в форме креста, взяли за основу тип здания с центральным куполом, но прорезали все внутренние стены проемами, настолько широкими, что от стен остались только столбы и пилястры. Небольшие церкви имели один центральный купол, а более обширные и более значительные по свой роли храмы (соборы) были пятикупольными. Хотя в начертании такого плана, с четырьмя опорами вместо внутренних стен, трудно увидеть крест, за ним сохранилось название крестовокупольного.

Далее купол опирался уже не на арки, как, например, в соборе св. Софии, а на барабан, поставленный на эти арки (в котором устраивали окна для освещения интерьера). Это новшество делало конструкцию более прочной (купола без барабанов, прорезанные у основания окнами, неоднократно обрушивались). Кроме того, образующаяся таким путем глава, увенчивающая здание и придающая ему пирамидальную, высотную композицию, способствовала большей выразительности внешнего облика храма.

Интересно происхождение трех апсид в византийских храмах. Еще в римских базиликах в торце центрального зала против входа устраивали большую нишу; в ней устанавливали статую императора. Первые церкви в Сирии и Палестине имели, подобно римским базиликам, одну апсиду. Но вскоре стали устраивать три апсиды, потому что язычники поклонялись трем главным богам и у первых христиан в значительной мере сохранялись обычаи языческого культа.

Традиции строительной и художественной культуры Востока сказались не только на общей композиции византийских храмов, но и в орнаментальном декоре интерьера.

В византийских храмах интерьеру придавалось особое значение. Зодчие стремились к тому, чтобы его облик создавал соответствующую религиозную атмосферу. Этой задаче служила, прежде всего, композиция внутреннего пространства с центральной частью более широкой, более высокой, более светлой, чем его части, расположенные по периметру. Величию храма способствовала богатая отделка интерьера. Здесь широко применялись облицовки мрамором разных цветов. Мозаики по золотому фону, фресковые росписи покрывали стены, а позже своды и столбы храма. Прием яркой многоцветной отделки в интерьерах византийских храмов связан с традициями народного искусства Юго-Восточной Европы (многоцветная роспись свойственна народному зодчеству Болгарии, Румынии, Венгрии).

Со временем в архитектуре Византии разрабатываются приемы композиции внешних масс здания, их детализации и декора. В данном случае сказалось влияние зодчества областей, периферийных по отношению к Константинополю,- Северной Италии, Сирии, Закавказья, - где строили не из кирпича, а из тесаного камня. Купола и своды, выкладывавшиеся из камня, вследствие более низкой прочности их конструкции по сравнению с кирпичными имели меньшие пролеты, в результате помещения получались небольшого размера. Внутреннее пространство возводившихся из тесаного камня церквей было менее обширным и впечатляющим, чем у строившихся из кирпича. Это способствовало повышенному вниманию зодчих к внешним формам здания. Кроме того, камень более выигрышен для декоративной обработки, чем кирпич, поэтому в тех местностях, где он применялся, формировалась развитая культура архитектурной пластики.

Примерно с 10 в., когда в архитектуре Византии не только достигает высокого развития мастерство интерьера, но и развиваются внешние формы храмов, композиция объемов становится более выразительной, чем в предшествующий период. Подчеркивается пирамидальность масс здания. Барабаны глав и выступы апсид получают обработку гранями, украшаются декоративным мотивом в виде полуколонок с арочками. Разрабатывается характерная форма византийского окна: два спаренных арочных проема, объединенных общей аркой. В системе декоративного оформления фасадов используется чередование горизонтальных полос красного кирпича и желтого камня; орнаментальные ленты зубчиков или впадин украшают поверхность стены.

В период раннего средневековья Византия была могущественным государством. Однако, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая внешними врагами, она постепенно ослабевала. Завоевание арабами Сирии, Палестины и Египта (провинций Византийской империи) привело к превращению их в арабские страны. А завоевание турками Малой Азии и Балканского полуострова положило конец существованию византийского государства и византийской культуры. Элементы культурного наследия Византии были в той или иной мере унаследованы странами восточнохристианского мира - прежде всего Россией, Болгарией, Грецией, а также Югославией, Арменией, Грузией.

Архитектура Болгарии

Национальная культура Болгарии связана с историческими судьбами народов, издавна населявших балканский полуостров. В ней тесно переплелись традиции искусства и строительного дела греческих колонистов, Римской и Византийской империй, южных славян и праболгар, пришедших с берегов Азовского моря в 12 в.

Столицы первого Болгарского царства Плиска, а затем Преслав образовались как поселения вокруг царских резиденций, расположенных в неприступных местах и обнесенных высокой, до 10м, крепостной стеной с боевыми башнями. В цитадели Плиски располагались дворцовые постройки, тронный зал и церковь. К востоку от дворца находился монастырь. Жилая застройка, окружавшая цитадель, была защищена земляным валом и рвом.

С провозглашением христианства государственной религией в 865 г. В Плиске строится Большая базилика; её трёхнефное здание перекрывалось деревянной стропильной конструкцией.

Каменная кладка с кирпичными поясами и выкружками арочных завершений проемов, ряды глухих аркад, не имеющих конструктивного значения, становится в это время основным декоративным приемом украшения фасадов церквей.

При сохранении ранее выработанных планировочных типов храмов видоизменяются их объемные решения. Базилики строили в крупных городах; в провинциях популярными стали небольшие крестовокупольные и однонефные храмы с продольно вытянутыми планами. Композиции становятся более стройными; кроме купола на высоком барабане здание церкви приобретает надстройку - колокольню над помещением картекса. Нередки случаи возведения церквей на высоких цоколях, где размещались хозяйственные помещения.

На фасадах выявлялись сводчатые завершения нефов, оформленные пластично изогнутыми карнизами. Аркатурные пояса барабанов также венчались волнистыми карнизами. Продолжалось развитие приемов украшения стен декоративными глухими аркадами. Кладка и облицовка стен выполнялись из тесаного камня и хорошо формованного кирпича. Богаче становились ажурные красно-белые орнаментальные выкладки фасадных поверхностей. Церкви стали живописнее и наряднее. Крупнейшим центром болгарской культуры 13-14 вв. была Месемврия - город на побережье Средиземного моря.

Ослабленная феодальными раздорами, войнами с Византией и Сербией, Болгария не смогла противостоять натиску турок и в конце 14 в. Болгарское царство пало, его территория вошла в состав османского султаната. Турецкое иго длилось до конца 19 в.

Хозяйство страны пришло в упадок, строительство христианских церквей находилось под контролем турок, разрешавших строить только небольшие бескупольные храмы, заглубленные в землю. Однако с развитием ремесла и торговли расширяются старые города, строятся новые. В них сооружаются мусульманские культовые здания, часовые башни, караван-сараи, крытые рынки, бани.

Население городов ютилось в землянках, сырцово-фахверковых домах, деревянных хижинах. Богатые горожане строили большие, чаще всего двухэтажные дома с балконами и верандами, с широкими выносами пологой кровли, поддерживаемой подкосами. Стены цокольного этажа возводились из камня, второго - из толстых досок. Фасады штукатурились и белились.

Архитектура Сербии и Македонии

Характерной чертой раннесредневековой архитектуры Сербии и Македонии является большое количество замков; многие из них основаны еще в эпоху расцвета Византии. Большинство замков располагалось в стороне от городов, имевших каменные крепостные стены. Мощные укрепления имели монастыри. В крепости доминирующим объемом была высокая жилая башня.

Городская застройка состояла преимущественно из глиняных и деревянных зданий. Планировка крепостей и городов следовала условиям рельефа, и только равнинные города получали регулярные планы. В культовой архитектуре и здесь преобладало византийское влияние. Ранние церкви невелики и имеют обычно центричные формы планов с полукруглыми выступами (конхами) с трех сторон.

Крупные сербские церкви 12-14 вв. имеют со стороны входа дополнительное помещение (нартекс), удлиняющее композицию здания.

На гладких каменных фасадах выделялись аркатурные пояса фризов стен и фронтонов, перспективные порталы, богатая резьба капителей и обрамлений оконных проемов. Возможно, в их сооружении принимали участие армянские зодчие, жившие в Сербии. Цветовому решению фасадов уделялось большое внимание. Практиковалась чередующаяся кладка из камня и кирпича, из мраморных плит разного цвета, создающих мозаичную красочную поверхность. Церковь в Студеницах сложена целиком из белого мрамора. Богатые месторождения свинца позволяли применять его для прокладки швов и кровельных работ.

В связи с угрозой турецкого завоевания политический и культурный центр Сербского государства с конца 14 в. перемещается в северо-западные придунайские области, где продолжается развитие архитектурных традиций предшествующих периодов и школ.

Совершенствуются конструктивные системы завершений храмов. В частности, разрабатывается конструкция подкупольных ступенчатых арок, позволяющих выводить узкий стройный барабан центрального купола, не загромождая интерьер опорами, и придавать большую динамичность всему объему храма. Этот прием использовался и в архитектуре восточных славян.

Большого изящества достигают скульптурные украшения церквей; тонкие каменные решетки окон, кружевная резьба наличников, витые колонки, изображения зверей и птиц, плетеный орнамент.

Архитектура Албании

Народным зодчеством Албании созданы типы жилища, сходные с южно - славянскими: нависающие вторые этажи с балконами, галереями, открытыми лестницами, пологими черепичными крышами, богатой резьбой по дереву и камню. Частые землетрясения способствовали развитию фахверкового строительства.

История страны насыщена борьбой за независимость, это наложило отпечаток на планировку поселений и форму жилого дома - крепости. В прибрежных равнинных районах поселения компактны и окружены стенами, горные деревни состоят из рассредоточенных жилых башен - кулла - высотой в 2 - 3 этажа, сложенных из крупного камня, с немногочисленными окнами - бойницами.

В византийскую эпоху были построены десятки крепостей. Развалины некоторых из них сохранились до настоящего времени. Сложность сообщения в горах вынуждала заниматься прокладкой горных дорог, устройством мостов и виадуков.

Архитектура Румынии

Отдельные части современной Румынии входили в состав разных государств, однако с течением веков сформировалась единая румынская культура. Национальные традиции выявились в архитектуре крестьянских домов и характерных деревянных церквей, сложенных из толстых тесаных брусьев, имеющих высокую с большим выносом карниза крышу и островерхую башню.

Отличительная черта церквей восточной Румынии (Молдовы) - высокие барабаны с довольно плоскими куполами византийского типа или шатровыми завершениями. Планировка большинства церквей крестовокупольная с развитым картексом.

К 15 - 17 вв. простота планировочных композиций уступает место анфиладности планов с конхами, узким высоким объемом зданий с вереницей куполов вдоль главной оси. Стены покрывают филигранной каменной резьбой, облицовывают разноцветным глазурованным кирпичом; купола (иногда на «витых» барабанах) становятся похожими на короны с арочными венчиками карнизов. Интересной особенностью румынской архитектуры этого времени стали яркие наружные росписи стен на библейские сюжеты, защищенные от дождя и солнца широкими навесами островерхих крыш.

На юге Румынии (Валахия) традиции византийской архитектуры сохраняются очень долго, особенно во внешнем облике зданий.

Большое место в истории архитектуры Румынии занимает самобытное народное творчество. Пластика глухих беленых стен в народном жилище сочетается с лоджиями и арочными галереями, с высокими деревянными крышами.

Архитектура Армении и Грузии

Армения и Грузия - страны древней и высокой культуры.

На протяжении 3 - 1 тысячелетий до н. э. на территории Закавказья неоднократно происходили перемещения племен, что сопровождалось периодическими сменами различных этнических образований. Процесс формирования армянской и грузинской народностей завершился в 4 - 3 вв. до н. э. Первые государства, складывавшиеся в Закавказье, то и дело утрачивали свою самостоятельность, попадая под власть более сильных и агрессивных соседей: Ирана, эллинистического государства Селевкидов, Римской империи. Политическая, хозяйственная и культурная жизнь народов Закавказья протекала в древности в постоянных контактах, то бранных, то мирных, с цивилизациями Передней Азии и Средиземноморья.

Христианство рано стало официальной религией в странах Закавказья (Армения - 301 г., Грузия - 337 г.; для сравнения: Римская империя - 382 г.). Тогда еще не было Византии (разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло в 395 г.). Образцами для раннехристианских храмов Армении и Грузии явились церкви Сирии, откуда этими странами было воспринято христианство.

Первые церкви здесь строились по подобию сирийских базилик, в виде трехпролетных (т. е. с двумя продольными рядами внутренних колонн) зданий с повышенной средней частью. Впоследствии большее распространение получили так называемые «однопролетные базилики» - постройки простой прямоугольной формы с двускатной крышей и торцевым входом. Несомненно, в этом сыграла определенную роль местная архитектурно-строительная традиция. Дело в том, что в древности и в период средних веков на Кавказе имел распространение тип дома с двускатной крышей и с торцевым входом (такие дома до сих пор обычны в западной части Грузии). До 11 - 12 вв. в разных местах Кавказа строились церкви по подобию такого дома в виде прямоугольного объема с двускатной крышей, без купола и без внутренних колонн.

В 4 - 6 вв. все Закавказье входило в состав империи Сасанидов. Политическая зависимость от Ирана обусловила определенную культурную ориентацию. В Азербайджане, Грузии и Армении распространились иранские формы жилища, орнамента, одежды, бытовой утвари. Иранское влияние сказалось и на строительной технике. В Армении и Грузии утвердился прием постановки купола церкви на кубический массив нижележащего объема. Переход от квадрата основания к восьмиграннику купола долгое время осуществлялся посредством устройства в углах квадрата верхней части стен диагональных арочек, и лишь с 7 - 9 вв. стали применять паруса, известные в Риме и Византии с 5 в.

Общность религии определила культурные связи Армении и Грузии с Византией; кроме того, значительная часть Армении входила в состав Византийской империи. Естественно, что в Закавказье сказывалось влияние византийского зодчества. Так, армянский храм в Текоре (ныне турецкая часть Армении), построенный в 5 в., - самая ранняя из известных в восточно-христианском мире церковь с четырьмя внутренними столбами и с куполом, поднятым на барабан. Имело место и обратное влияние. Строители из Армении работали в Византии (больше в принадлежавшей ей Малой Азии), один из двух зодчих, построивших храм св. Софии в Константинополе, Анфимий, получил профессиональную подготовку в Армении, а армянский зодчий Трдат в 10 в. восстановил обрушившийся при землетрясении купол собора.

План храма в форме креста, сложившийся в Сирии в 4 - 5 вв., был воспринят культовой архитектурой Армении и Грузии. В отличие от Византии, Болгарии и России, где, в конечном счете, определилась прямоугольная форма плана храма, для зодчества Закавказья крестообразный план, выявленный во внешних объемах постройки, остался характерной чертой. Но в отличие от Сирии и Византии здесь планировка складывалась не от общего очертания здания к внутренним его членениям, а, наоборот, путем сложения частей: к центральному кубическому массиву со всех четырех сторон примыкали более низкие объемы, образуя ветви креста; кроме того, в углах креста добавлялись объемы меньшей высоты. Эти основные принципы объемно-планировочного построения храма определились в Армении и Грузии в конце 6 - начале 7 в.

Группировка архитектурных масс - главное средство художественной выразительности средневековых армянских и грузинских храмов. Моделировке внешних объемов соответствует и пластичность внутреннего пространства. Уже в храмах раннего периода, в 6 в., стены делают не прямолинейными, но с изломами и закруглениями в плане, образующими снаружи глубокие ниши, а внутри - незамкнутые пространственные членения, сочетающиеся с центральным помещением. Именно эта пространственная усложненность, а не декор обогащает интерьер. В интерьерах ранних храмов стены имеют гладкую поверхность кладки чисто отесанного камня, без украшений. Скульптурная пластичность внутреннего пространства специфична для армяно-грузинской культовой архитектуры.

Другая характерная черта этой архитектуры - центричность общей формы здания. Пирамидальность внешних масс и объединение интерьера вокруг центральной, более высокой части здания придают его композиции вертикальность. Это устремление ввысь способствует выражению в облике храма торжественной приподнятости, духовной возвышенности. Вертикальность общей композиции подчеркивается и декоративной пластикой фасадов: высокими, узкими нишами, рядами тонких колонок, щелевидной формой окон.

Строились в Закавказье и круглые в плане храмы, принцип которых заимствован из Византии, но они здесь (так же как и в Византии) не получили большого распространения. Наиболее значительным из круглых сооружений Закавказья считается храм Звартноц в Армении. Еще в средние века он был разрушен землетрясением, и его облик теперь восстанавливается предположительно.

Культовые здания строго центрического плана, или крестообразные, были не совсем удобны. Поэтому со временем получили преобладание храмы с продолговатым планом. В целях большей вместимости зала увеличивали ширину корпуса здания; при этом купол, возможности, увеличения диаметра которого ограничены прочностью конструкции, опирался уже не на наружные стены, а на четыре внутренних столба. При всех этих приемах выдерживались первоначально определившиеся основные принципы компоновки масс: во внешних объемах здания выражена форма креста, на массиве центрального объема возвышается барабан с куполом.

Архитектура Армении и Грузии в период 7 - 13 вв. достигла высокого уровня развития. Профессиональными зодчими здесь строились не только храмы, но и здания иного назначения.

Один из выдающихся памятников средневековой архитектуры Закавказья - ансамбль зданий и сооружений Санаинского монастыря в Армении, возведенный в 10 - 13 вв. Этот комплекс состоит из двух церквей, примыкающих к ним двух больших залов, помещения для учебных занятий, книгохранилища, колокольни и др.; кроме этих построек, были также не сохранившиеся до нашего времени монастырские кельи, настоятельский корпус, складские строения. Комплекс Санаинского монастыря при разнообразии планировочно-пространственных решений, строительных конструкций и архитектурных форм отличается органическим художественным единством. Возведенные в период расцвета средневековой культуры Армении и характеризующиеся высоким уровнем архитектурного мастерства, его постройки долгое время служили образцом для армянского культового зодчества.

По общей композиции планов храмы Армении и Грузии имеют сходство с храмами Византии, но отличаются от них по внешнему облику. Для армянских и грузинских храмов характерны подчеркнутая пирамидальность и скульптурная пластика масс. Уже в 6 в. здесь стали устраивать над сводами двускатные крыши, а над куполом - восьмигранный или конический шатер. Апсида обычно не выступает из основного объема храма, а обозначена снаружи здания двумя фланкирующими ее нишами. Пара высоких узких ниш на фасаде - одна из характерных деталей культовой архитектуры Закавказья.

В Византии храм стоял среди скученной застройки города и поэтому плохо обозревался издали; главенствующая роль в архитектурной композиции храма принадлежала интерьеру. В Армении и Грузии, где церкви воздвигались на открытых и возвышенных местах, внешние формы здания получали филигранную отточенность. Этому способствовал также высокий уровень каменотесного мастерства на Кавказе. Зодчие тщательно разрабатывали и общую композицию внешнего вида здания, и соотношения его отдельных масс, и детали, и декор фасадов.

Одним из важных средств отделки стен была чистая, весьма тщательная оттеска лицевой поверхности камней. На фоне такой стены выделяются высеченные из камня, четко прорисованные декоративные детали: тонкие колонки с арочками, ниши, наличники окон, барельефы. Богатой орнаментацией отличался резной каменный декор на фасадах. Чистая гладь стен характерна для интерьеров; лишь в верхней части алтарной ниши помещали мозаичное изображение, да и то лишь в наиболее крупных храмах. Оштукатуривание поверхности стен и роспись фресками появляются около 10 в.

В 13 в. Закавказье было завоевано монголами, в 14 в. неоднократно подвергалось нашествиям Тамерлана. В это время монументальных зданий не строили, многие памятники архитектуры разрушались. В 15 - 18 вв. Грузия и Армения были ареной постоянных агрессивных действий со стороны Персии и Турции. Монументальная архитектура этого времени переживает стадию упадка, повторяются формы, выработанные в средние века.

Своеобразно народное зодчество Кавказа. Оно довольно различно в разных его районах.

В горах Малого Кавказа строили дома типа дарбази: квадратные в плане, одноэтажные, с земляной крышей, опирающейся на внутренние столбы и имеющей посредине бревенчатое пирамидальное возвышение с отверстием наверху для света и выхода дыма от очага.

В Западной Грузии возводили бревенчатые срубы с двускатными тесовыми крышами, примерно такого вида, как русские избы. Срубные жилища характерны и для западной части гор Большого Кавказа (Балкария, Карачай), но здесь делали земляные крыши.

В Сванетии (на северо-западе Грузии) дома были каменными, с двускатными крышами и кровлей из плиток шиферного сланца. Поскольку в этом труднодоступном горном крае жители не подчинялись грузинским феодалам, каждая состоятельная семья строила возле своего дома оборонительную башню.

Не подвластные никому чеченцы и ингуши жили в домах, которые представляли собой маленькие крепости. Такой дом имел вид трехэтажной замкнутой башни. В первом этаже помещался скот, во втором находилось жилье, третий этаж был предназначен для обороны жилища: в его стенах устраивались бойницы и выносные, в виде балкончиков без пола, машикули.

В горах Чечено-Ингушетии и Северной Осетии можно повсеместно видеть средневековые гробницы и святилища со странными ступенчато-гребенчатыми крышами. Их облик свидетельствует о древних, ныне исчезнувших типах местного жилища.

На юге и на востоке Кавказа преобладало жилище, на формирование которого существенно повлияли домостроительные приемы Ирана. Это низкий, удлиненный дом с плоской земляной крышей, с входом в каждую комнату снаружи, с навесом на столбах вдоль продольного фасада. Наиболее архаичные типы такого жилища имеются в Дагестане.

В труднодоступных горных районах Дагестана в средние века развивалось более самобытное зодчество. Сохранившиеся фрагменты этой архитектуры отличаются высоким художественным совершенством.

И как молчаливые свидетели средневековья повсюду в горах высятся боевые башни - наследие давно минувших тревожных времен.

Архитектура Кавказа многообразна. Знаменитые армянские и грузинские храмы представляют лишь одну страницу книги зодчества его народов.

Античность, как известно, заложила основы последующей культуры Европы, в том числе и искусства архитектуры. Однако процесс перехода от архитектуры древности к архитектуре средневековья был сложным, как и пути европейской культуры в целом; здесь не существовало прямой зависимости традиций. Так, древнегреческая культура не являлась непосредственным продолжением древнекритской: при сохранении некоторых форм архитектуры произошли, тем не менее, принципиальные изменения в ее характере, в частности, в ее стилевом своеобразии - от прежней прихотливости к дисциплине, от эмоциональности к рассудочности.

Несколько большей преемственностью отмечены связи между архитектурой Греции и Рима, но и они сказались всего лишь в заимствовании и дальнейшем развитии внешних форм зодчества, тогда как строительные конструкции, пространственные построения и идейно-художественная сторона архитектуры изменились конкретным образом.

Отчетливый разрыв существует между античной и средневековой архитектурой. При этом он по-разному проявился в разных частях Европы: если на территории бывшей Западной Римской империи архитектура деградировала, то в Восточной Римской империи, т. е. Византии, она процветала, приобрела специфический характер.

Немалое значение для архитектуры Европы имели, в частности, связи между Византией и Закавказьем: в результате этого взаимодействия сформировалось своеобразное армяно-грузинское зодчество, повлиявшее на становление романского стиля архитектуры Западной Европы, который впоследствии перешел в готический.

На последующих судьбах архитектуры Европы сказалась и другая линия развития: в Италии после крушения древнеримской империи сохранялись в большей мере, чем где-либо, элементы античной культуры, что определило дальнейшие пути развития архитектуры этой страны, а затем и всей Европы.

Список литературы:

1. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.

2. Удальцова З.В. Византийская культура. - Москва, 1988.

3. Ткачев В.Н. История архитектуры. - Москва, 1987.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты