|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проектирование естественной акустики зала многоцелевого назначенияПроектирование естественной акустики зала многоцелевого назначенияМинистерство образования и науки Российской Федерации Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия Кафедра общественных дисциплин Курсовая работа Проектирование естественной акустики зала многоцелевого назначения Выполнила студентка 311 группы Перязева Галина Проверил преподаватель Ланин В.А. Новосибирск - 2009 Вводная часть К многоцелевым относят залы, предназначенные как для речевых, так и для музыкальных программ: лекционные аудитории, конференц-залы, клубные залы, залы драматических и музыкально-драматических театров и т.п. Большинство таких залов оснащено, конечно, системой озвучивания; однако практика показывает, что хорошая естественная акустика зала предопределяет и хорошую электроакустику. Более того, для качественного звучания симфонической и камерной музыки в концертных залах хорошая естественная акустика просто необходима и ее трудно «улучшить» применением электроаппаратуры. Для чисто речевых программ основным и, пожалуй, единственным субъективным критерием оценки акустических качеств помещения ( зала) является разборчивость речи ( РР). Для уже функционирующих залов слоговую (артикуляционную) разборчивость речи можно оценить экспериментально, как долю (в %) правильно слышимых слогов на определенных слушательcких (зрительских) местах, произносимых диктором со сцены (кафедры) из специальной таблицы. Существуют и методики оценки разборчивости речи для проектируемых залов, если известна их форма (в плане и разрезе). Они основаны на том, что установлены определенные связи между разборчивостью речи, как субъективным критерием качества зала, и объективными физическими характеристиками звукового поля в помещении: уровнем полезного звукового сигнала (по отношению к уровню шума), временем реверберации звука и структурой звуковых отражений на определенных слушательных местах. Эта связь отражается мультипликативной формулой Кнудсена: , где PP - разборчивость речи (в %), KL - коэффициент, определяемый соотношением уровней «сигнал-шум», KR - коэффициент, зависящий от времени реверберации звука и от структуры ранних отражений. Для чисто музыкальных залов подобного рода субъективных критериев оценки качества звучания значительно больше (по Беранеку, их более десяти). Лишь для некоторых из них в настоящее время установлена однозначная связь с физическими характеристиками звукового поля. Тем не менее, опыт строительства концертных залов и многоцелевых залов, а также современные экспериментальные методы исследования структуры звуковых отражений в реальных залах и на моделях позволяют сформулировать некоторые общие принципы и рекомендации на стадии проектирования залов, по крайней мере, в части недопущения в них явных акустических дефектов: фокусирования звуковой энергии в отдельных слушательских зонах, различного рода эхо, искажения тембра звучания, нарушения локализации источника звука на сцене и других. Проектирование естественной акустики зала многоцелевого назначения включает в себя следующие основные пункты: 1. Выбор оптимальной формы и размеров зала. Построение лучевого эскиза (в плане и разрезе). 2. Проверка некоторых потолочных и стеновых звеньев (поверхностей) зала на допустимость метода геометрических (зеркальных) отражений звука от них. 3. Проверка ряда слушательских мест на «критический интервал запаздывания»; по сути - это проверка на возможность образования эха. 4. Расчет и корректировка времени реверберации в зале. 5. Мероприятия по обеспечению ( улучшению) диффузности звукового поля в помещении. 6. Оценка разборчивости речи. I Лучевой эскиз зала На рисунке 1 показан один из возможных вариантов выбора размеров зала многоцелевого назначения (на ~ 460 мест) и очертания его ограждающих поверхностей (в вертикальном разрезе и плане). Сцена - портального типа, предусмотрена и оркестровая яма. Сценическая коробка в явном виде на схеме не изображена (только авансцена) и в последующих расчетах учитывается лишь косвенно. Некоторые геометрические параметры зала: Длина зала L 25м, средняя ширина Bср 17,8 м; высота в проема сцены H 7,5м, высота в средней части зала Hср 9м, L/Bср = 1,4, Bср/Hср= 1,97 Площадь пола Sпола 420 м2, площадь потолка Sпотол=450 м2; Площадь стен Sстен 1045м2; Площадь авансцены Sав.20 м2; Площадь поверхностей оркестровой ямы Sяма 20 м2 ; ( авансцена нависает над оркестровой ямой на 1/3 ее ширины) Площадь проема сцены (портала) Sпорт. 78,75 м2; Площадь пола, занятого креслами Sзрит. 230 м2; Свободная площадь пола ( площадь проходов) Sпрох. 170 м2; Общая площадь ограждений Sогр= Sпола+ Sпотолка+ Sстен+ Sпорт.+ Sямы + +Sавансц.= 2033,75 м2; Объем зала V= Sпола Hср+Vорк. ямы 3820 м3; Удельная площадь на слушателя (общая) S уд.= Sпол /N = 0,9 м2/чел; Удельный объем на слушателя Vуд=V/N=8,3 м3/чел.; Высота источника звука на авансцене ( акустический центр) hисп =1,5 м; Высота голов (ушей) слушателей над уровнем пола h cлуш. =1,2 м; Максимальная вместимость зала N =460 зрителей. Рисунок 1 Пояснения к рис.1: V и U - положения источника звука (исполнителя) на авансцене (в плане и на разрезе, соответственно); V1*, V2*, - положения «мнимых источников» звука от стеновых элементов 1 и 2, соответственно - зеркальные отражения действительного источника V от этих элементах (V3*, и V4*, не показаны). U1*, U2*, U3*- положения «мнимых источников» от потолочных элементов 1, 2 и 3, соответственно- зеркальные отражения действительного источника U от этих элементов. II Проверка потолочных и стеновых звеньев на допустимость геометрических (зеркальных) отражений Лучевой метод анализа формы зала предполагает, что отражение звуковых волн от его ограждающих поверхностей происходит по закону «зеркала» (как в геометрической оптике для света). Такое допущение заведомо справедливо, если размеры отражательных звеньев потолка и стен намного превосходят длину звуковой волны (lmin >>). Если же, то такое допущение слишком грубо и, по существу, не допустимо. Для промежуточных случаев (между этими двумя крайними), когда размеры отражателя звука соизмеримы с длиною звуковой волны, имеется более определенный критерий, учитывающий не только размеры отражателя, но и взаимное расположение источника и приемника звука (слушателя) по отношению к такому отражательному элементу. Применим этот критерий допустимости зеркальных отражений для 1-го элемента потолка (рисунок №2), ориентируясь на среднюю длину звуковой волны м. На этом рисунке : 2a - минимальный размер плоского отражателя; 2b - его наибольший размер (ширина 1-го потолочного элемента в плане, против его середины С1); R0 - расстояние от исполнителя на авансцене до центра отражателя; R - расстояние от центра отражателя до слушателя М; - угол падения (отражения) звуковой волны с нормалью к плоскости отражателя. В конкретном примере: a = 3м, b = 6,7 м, , R0 = 7,6м, R = 15м, =1м. Предварительно вычисляем два вспомогательных параметра: , Рисунок 2 Тогда ошибка в уровне силы звука, отраженного от потолочного элемента 1 и приходящего к слушателю М (в приближении волновыми свойствами звука) составит: дБ. ?L< 5 дБ , то метод геометрической акустики здесь оправдан. III Проверка слушательских мест на критический интервал запаздывания ( на эхо) Для залов многоцелевого назначения критическое время (интервал) запаздывания первых отражений по отношению к прямому звуку принимается равным мс ( для чисто музыкальных залов оно выше (50/80 мс). При скорости звука в воздухе С=340 м/с это соответствует различию в длинах пробега прямого и отраженного звуков, приходящих к слушателю, порядка м. Таким образом, проверка слушательных мест на возможность образования простого эха (на стадии проектирования зала) сводится к измерению (по плану и разрезу зала) различия в «длинах пробега» прямого звука от источника на авансцене и первых отражений от стен и потолка, приходящих к слушателю: . рисунок №3 м; м; м (м) Сделаем проверку на критический интервал запаздывания потолочных отражений для слушателей не на осевой линии зала. В этом случае нужно делать вспомогательные построения на разрезе и плане зала. На рисунке №4 показана схема расчета «длины запаздывания» звуковой волны, отраженной от 1-го потолочного элемента для слушателя С не на осевой линии зала. Здесь, С - положение слушателя на плане зала, С* - его положение на разрезе зала; К и К1 - положение участка потолка (в разрезе и плане, соответственно), от которого поступает отражение к слушателю м, м, м (м). IV Расчет и корректировка времени реверберации За стандартное время реверберации принимается время, в течение которого плотность звуковой энергии в помещении уменьшается в 106 раз (уровень силы звука и звукового давления ослабевают на дБ). Для многоцелевых залов оценку оптимального времени реверберации на частоте 500 Гц (средне-частотный диапазон речи и музыки) можно провести по формуле: (с), Для рассматриваемого зала объемом V= 3820 м3. с, с. Реальное время реверберации зала существенно зависит от его общего звукопоглощения. Поэтому для расчета времени реверберации на ряде опорных частот (125, 500 и 2000 Гц) необходимо предварительно вычислить общее звукопоглощение А в зале на этих частотах. Для удобства, да это правильно и по существу, общее звукопоглощение в зале представляют суммой трех членов: А = Апост. + Аперем. + Адобав. К постоянному звукопоглощению относят поглощение звука всеми ограждающими поверхностями и его вычисляют по формуле: , где, - площади элементов ограждающих поверхностей (м2); - коэффициенты звукопоглощения материала поверхности. К переменному звукопоглощению относят поглощение звука слушателями на креслах и пустыми креслами (из расчета 70% заполнения зала) , где а1 и а2 - эквивалентное звукопоглощение на одного слушателя и на одно кресло, соответственно. Добавочное звукопоглощение связано с поглощением звука небольшими отверстиями, щелями, нишами, гибкими элементами отделки, люстрами, аппаратурой и т.п. , которые всегда имеются в зале, что трудно учесть в первых 2-х слагаемых. Его вычисляют по формуле: , где - эмпирические коэффициенты добавочного звукопоглощения (на 3-х частотах), а ( Sогр- Sзрит) - общая площадь ограждений за вычетом площади пола, занятой слушателями. Для вычисления постоянного звукопоглощения нужно определиться с конкретными материалами ограждающих поверхностей. Первоначально рекомендуют выбирать обычные строительные материалы (а не специальные звукопоглощающие материалы и конструкции). Их список приведен в приложении. В качестве материалов ограждающих поверхностей выберем следующие: Потолок (S1) - бетон с железением поверхности; Стены (S2) - штукатурка по металлической сетке; Проходы зрителей (свободный пол) (S3) - линолеум на твердой основе; Проем сцены, оборудованной декорациями (S4); Авансцена (S5) - паркет; Оркестровая яма (S6) - деревянная обшивка, сосна толщиной 19 мм; Портьеры плюшевые на дверях (S7 = 12м2). Результаты расчета постоянного звукопоглощения (на 3-х частотах) представим в виде соответствующей таблицы.
Переменное звукопоглощение - кресла и слушатели на креслах (70% заполнения зала)
Добавочное звукопоглощение: , ;; . Полное звукопоглощение зала: ; ; ; Средний коэффициент звукопоглощения и функция от него : , , . Расчетные времена реверберации звука на 3-х опорных частотах вычисляем по формулам Сэбина-Эйринга: 125 Гц, , 500 Гц, , 2000 Гц, , Вычисляем относительные различия между Tопт и Трасч (в %): 125 Гц, , 500 Гц, , 2000 Гц, . Видно, что на всех 3-х опорных частотах расчетные времена реверберации выше оптимальных (>10%), значит общее звукопоглощение в зале мало и его необходимо увеличить. Один из возможных способов увеличения звукопоглощения состоит в том, что часть площади боковых стен ( их верхнюю область) облицовывают специальными звукопоглощающими материалами, и, таким образом, увеличивают Апост. В качестве материала облицовки выбираем плиты «Силакпор» с воздушной прослойкой 200 мм. Коэффициенты звукопоглощения таких плит на выбранных опорных частотах следующие (табл. III.1а- Арх. Физика). f =: 125 Гц 500 Гц 2000Гц =: 0,5 0,6 0,55 Берем под облицовку часть площади стен Sобл= S22= 150 м2. Оставшаяся часть стен площадью S21=1033-150=883, м2 - штукатурка по металлической сетке.
125 Гц 500 Гц 2000 Гц и станет равным: . Пересчитываем времена реверберации , , . , , . Вычисляем относительные различия между Tопт и Трасч (в %): 125 Гц, , 500 Гц, , 2000 Гц, . V Обеспечение диффузности звукового поля Диффузное звуковое поле характеризуется тем, что во всех точках поля усредненные по времени уровень звукового давления и поток приходящей по любому направлению звуковой энергии постоянны. Другими словами, звуковое поле в помещении однородно и изотропно. Идеально диффузным ( на 100%) звуковое поле не бывает ни в каком зале; можно говорить лишь о степени его диффузности (). При наличии одного источника звука в помещении большая степень диффузности преобладает в «дальней зоне» отраженных звуков на расстояниях от источника звука . Высокая степень диффузности звукового поля особенно важна для музыкальных залов; она обеспечивает экспоненциальность реверберационного процесса и постоянство времени реверберации в любой точке зала. Конечно, и простейшая прямоугольная форма зала (в плане и разрезе) дает определенную диффузность звукового поля за счет большого числа последовательных отражений от его ограждающих поверхностей. Но для высокой диффузности звукового поля желательна не только более сложная форма стен и потолка, но и наличие в зале рассеивающих звук элементов. Ими могут быть как объемные элементы (колонны, барельефы, глубокие ниши, элементы декора), так и специальные рассеивающие структуры и членения ограждающих поверхностей (потолочные балки, пилястры, кессоны). Отметим, что мелкие членения хорошо рассеивают высокочастотный звук, низкочастотные же звуки (с большой длиной волны ) хорошо рассеиваются барельефами лож, балконов выпуклой цилиндрической формы. На рисунке приведен график Гануса, указывающий форму, размеры и шаг периодических членений стен (пилястр), дающих эффективное рассеивание звука в соответствующих областях частот. Рис. Форма пилястр b - ширина, d - глубина, q - шаг пилястр. Если в зале для уменьшения времени реверберации используется облицовка поверхностей звукопоглощающими материалами (ЗПМ), то их желательно наносить на поверхность не сплошным слоем, а «раздельно - кусочно». Такая облицовка не только увеличивает звукопоглощение, но обладает эффектом рассеяния звуковой энергии (деформация фронта волны из-за различных фазовых условий отражения на краях ЗПМ). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |