|
|
|
Проектирование и расчеты одноэтажного промышленного здания |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проектирование и расчеты одноэтажного промышленного здания
Проектирование и расчеты одноэтажного промышленного здания
14 1. КОМПОНОВКА ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫ 1.1 Общие данные Требуется рассчитать и законструировать основные несущие железобетонные конструкции одноэтажного промышленного здания. Здание отапливаемое, двухпролетное (рис. 1, а). Район строительства г. Липецк, местность типа В. Здание состоит из трёх температурных блоков длиной 54+54+54м. (рис. 1,б). Пролеты здания - 21 м, шаг колонн - 6 м. Покрытие здания - тёплое. Плиты покрытия железобетонные размером 3х6 м. Стропильные конструкции - железобетонные сегментные фермы пролетом 21 м. Устройство светоаэрационных фонарей не предусматривается, цех оснащен лампами дневного света. Каждый пролет здания оборудован двумя мостовыми кранами с группой работы 5К и грузоподъемностью 20/5 т. Отметка верха кранового рельса 9,2 м, высота кранового рельса 150 мм (тип КР-70). Подкрановые балки разрезные железобетонные, предварительно напряженные, высотой 1,0 м. Наружные стены - панельные: нижняя панель самонесущая, выше - навесные. Для обеспечения пространственной жесткости здания в продольном направлении предусмотрены стальные вертикальные связи по колоннам крестового типа. Место установки связей - середина температурного блока в пределах одного шага колонн на высоту от пола до низа подкрановых балок (рис. 1,б). Жесткость здания в поперечном направлении обеспечивается защемлением колонн в фундаментах и размерами сечений колонн, назначенными в соответствии с рекомендациями гл.XII [9]. Жесткость диска покрытия в горизонтальной плоскости создается крупноразмерными железобетонными плитами покрытия, приваренными не менее чем в 3-х точках к стропильным конструкциям. Швы между плитами должны быть замоноличены бетоном класса не менее В10. 1.2 Геометрия и размеры колонн Расстояние от пола до головки подкранового рельса . Высота надкрановой части ступенчатой колонны определяется из условия: (Hкр - из прил.15) Высота подкрановой части колонн: . Полная высота колонны при минимальном значении . Тогда габаритный размер здания , что не кратно модулю 0,6 м. Условию кратности размера H=12,0 м отвечает высота надкрановой части , при которой . (рис.1,а). а) б) Рис. 1. Монтажная схема здания разрез (а), план (б). привязка колонн. 0 мм - шаг, т, . 250 мм - если одно из трех условий не выполнено. В данном случае грузоподъемность , что не превышает допустимые 30т, значит, привязка к оси будет равна 0 мм. Типы колоннРазмер сечений колонн:-крайних: в подкрановой части - для кранов грузоподъёмностью 20т. Тогда . Принимаем (кратно 100 мм). Т.к. >1,0м, то колонну принимаем двухветвевой (рис. 2).В надкрановой части (рис. 3):где: - привязка кранового пути к разбивочной оси; - привязка осей крайних колонн к разбивочным осям; - расстояние от оси кранового рельса до торца крана (прил. 15); - минимально допустимый зазор между торцом крана и гранью колонны.Принимаем - из условия опирания стропильных конструкций.Ширина колонны «b» принимается большей из трёх значений, кратной 100 мм: - для шага колонн 6м . (b 50 см - для шага колонн 12 м.).Принимаем . -средних : (900 мм.) - из условия опирания стропильных конструкций.;;.Окончательно принимаем ширину средних колонн (рис. 2).Размеры сечений ветвей двухветвенных колонн (в плоскости рамы) примем равными для крайних колонн а) б) Рис. 2. Размеры колоннРис. 3. К назначению высоты сечения верхней части колонны1.3 Определение нагрузок на рамуПостоянные нагрузкиТаблица 1Нагрузка от веса покрытия|
Элементы покрытия | Источник | Нормативная нагрузка, Па | Коэфф. надежности по нагрузке, | Расчетная нагрузка, Па | | Рулонный ковер | | 100 | 1,3 | 130 | | Цементно- песчаная стяжка | | 630 | 1,3 | 819 | | Плитный утеплитель | | 360 | 1,2 | 432 | | Пароизоляция | | 50 | 1,3 | 65 | | Железобетонные ребристые плиты покрытия размером в плане 3х6 м | Приложение 21 | 1570 | 1,1 | 1727 | | Итого: g | | 2710 | | 3173 | | | Расчетное опорное давление фермы:- от покрытия;кН;- от фермы. кН.где:1,1 - коэффициент надежности по нагрузке ;68 кН - вес фермы (прил. 21).Расчетная нагрузка на крайнюю колонну от веса покрытия с учетом коэффициента надежности по назначению здания :кН; на среднюю:кН.Здание состоит из трех температурных блоков длинной 54 м. Наружные панельные стены до отметки 7,2 м самонесущие, выше - навесные.Расчетная нагрузка от веса стеновых панелей и остекления на участке между отметками 7,2 ….. 10,2 м ( - высота панелей, - высота остекления):На участке между отметками 10,2 ….. 13,2 м. (рис. 4,а):.а) б)Рис. 4. Схема расположения стенового ограждения (а);Линия влияния опорного давления подкрановых балок на колонну (б).Расчетная нагрузка от веса подкрановых балок и кранового пути.Вес подкрановой балки пролетом 6м - 42 кН (прил. 21),а кранового пути 1,5 кН/м. Следовательно, расчетная нагрузка на колонну:.Расчетная нагрузка от веса колоннКрайние колонны:- надкрановая часть ;- подкрановая часть .Средние колонны:- надкрановая часть ;- подкрановая часть .Временные нагрузки.Снеговая нагрузка. Район строительства - г. Липецк, относящийся к III району по весу снегового покрова, для которого (см. прил. 16). Расчетная снеговая нагрузка при :- на крайние колонны;кН;- на средние колонны кН.Крановая нагрузка. Вес поднимаемого груза . Пролет крана 21-2*0,75=19,5 м. Согласно прил. 15 база крана М=5600 мм, расстояние между колесами К=4400 мм, вес тележки Gn=60 кН, Fn,max=155 кН, Fn,min=64 кН. Расчетное максимальное давление колеса крана при : кН; кН.Расчетная поперечная тормозная сила на одно колесо:.Вертикальная крановая нагрузка на колонны от двух сближенных кранов с коэффициентом сочетаний : кН; кН.где: сумма ординат линий влияния давления двух подкрановых балок на колонну (рис. 4,б).Вертикальная нагрузка от четырех кранов на среднюю колонну с коэффициентом сочетаний равна: кН;на крайние колонны: кН;Горизонтальная крановая нагрузка от 2-х кранов при поперечном торможении:.Горизонтальная сила поперечного торможения приложена к колонне на уровне верха подкрановой балки на отметке 9,05 м. Относительное расстояние по вертикали от верха колонны до точки приложения тормозной силы : Н=12,00-8,05=3,95 :- для крайних колонн ;- для средних колонн .Ветровая нагрузка. г. Липецк расположен в III районе по ветровому давлению, для которого Н/м2 (прил. 17). Для местности типа В коэффициент , учитывающий изменение ветрового давления по высоте здания равен (прил. 18):на высоте 5 м---0,5; то же 10 м ------0,65; то же 20 м ------0,85; то же 40 м -----1,1; На высоте 12,0 м в соответствии с линейной интерполяцией (рис. 5):На уровне парапета (отм. 13,2м.):.На уровне верха покрытия (отм. 14,90м.):Переменное по высоте ветровое давление заменим равномерно распределенным, эквивалентным по моменту в заделке консольной стойки длиной 12,0 м:.При условии и значение аэродинамического коэффициента для наружных стен согласно приложения 4 [1] принято:- с наветренной стороны , с подветренной (здесь и L соответственно длина и ширина здания). Расчетная равномерно распределенная ветровая нагрузка на колонны до отметки Н=12,0 м при коэффициенте надежности по нагрузке :- с наветренной стороны ;- с подветренной стороны .Расчетная сосредоточенная ветровая нагрузка между отметками 12,0м и 14,9м:Рис. 5. Распределение ветровой нагрузки по высоте здания.2. СТАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫРасчет рамы может выполняться одним из методов строительной механики, причем для сложных рам общего вида - с помощью ЭВМ.Между тем, в большинстве одноэтажных промышленных зданий ригели располагаются на одном уровне, а их изгибная жесткость в своей плоскости значительно превосходит жесткость колонн и поэтому может быть принята равной EJ=Ґ. В этом случае наиболее просто расчет рам производится методом перемещений. Основную систему получим введением связи, препятствующей горизонтальному смещению верха колонн (рис.7.а.).Определение усилий в стойках рамы производим в следующем порядке: по заданным в п.1.2. размерам сечений колонн определяем их жесткость как для бетонных сечений в предположении упругой работы материала; верхним концам колонн даем смещения и по формуле приложения 20 находим реакцию каждой колонны и рамы в целом где n - число колонн поперечной рамы; по формулам приложения 20 определяем реакции верхних опор стоек рамы в основной системе метода перемещений и суммарную реакцию в уровне верха колонн для каждого вида нагружения; для каждого из нагружений (постоянная, снеговая, ветровая, комплекс крановых нагрузок) составляем каноническое уравнение метода перемещений, выражающее равенство нулю усилий во введенной (фиктивной) связи , (2.1)и находим значение ; здесь - коэффициент, учитывающий пространственную работу каркаса здания.При действии на температурный блок постоянной, снеговой и ветровой нагрузок все рамы одинаково вовлекаются в работу, пространственный характер деформирования не проявляется и поэтому принимают . Крановая же нагрузка приложена лишь к нескольким рамам блока, но благодаря жесткому диску покрытия в работу включаются все остальные рамы. Именно в этом и проявляется пространственная работа блока рам. Величина для случая действия на раму крановой (локально приложенной) нагрузки может быть найдена по приближенной формуле:, (2.2)где: - общее число поперечников в температурном блоке;- расстояние от оси симметрии блока до каждого из поперечников, a- то же для второй от торца блока поперечной рамы (наиболее нагруженной);- коэффициент, учитывающий податливость соединений плит покрытия; для сборных покрытий может быть принят равным 0,7;=1, если в пролете имеется только 1 кран, в противном случае =0,7;- для каждой стойки при данном нагружении вычисляем упругую реакцию в уровне верха: (2.3)- определяем изгибающие моменты M, продольную N и поперечную Q силы в каждой колонне как в консольной стойке от действия упругой реакции и внешних нагрузок.Для подбора сечений колонн определяем наибольшие возможные усилия в четырех сечениях: I-I - сечение у верха колонны; II-II - сечение непосредственно выше подкрановой консоли; III-III - то же - ниже подкрановой консоли; IV-IV - сечение в заделке колонны.2.1 Геометрические характеристики колоннРазмеры сечений двухветвевых колонн приведены на рис. 2.Для крайней колонны: количество панелей подкрановой части , расчетная высота колонны НК=15,75 м, в том числе подкрановой части НН=11,8 м, надкрановой части НВ=3,95 м, расстояние между осями ветвей с=0,95 м.Момент инерции надкрановой части колонны ;Момент инерции одной ветви ;Момент инерции подкрановой части ;Отношение высоты надкрановой части к полной высоте колонн ; отношение моментов инерции подкрановой и надкрановой частей колонн: .По формулам приложения 20 вычисляем вспомогательные коэффициенты:- ;- ;- .Реакция верхней опоры колонны от ее единичного смещения:.для средней колонны: HK=12,15 м, в т.ч. НН=8,2 м, НВ=3,95 м.;;; ;- принимаем равным 0;- ;- ..Суммарная реакция .2.2 Усилия в колоннах от постоянной нагрузкиПродольная сила на крайней колонне действует с эксцентриситетом (рис. 6).Момент .В надкрановой части колонны действует также расчетная нагрузка от стеновых панелей толщиной 30 см: с эксцентриситетом . Момент: . Суммарное значение момента, приложенного в уровне верха крайней колонны: .В подкрановой части колонны кроме сил G1 и , приложенных с эксцентриситетом ,действуют: расчетная нагрузка от стеновых панелей с эксцентриситетом расчетная нагрузка от подкрановых балок и кранового пути с эксцентриситетом ; расчетная нагрузка от надкрановой части колонны с м. Суммарное значение момента, приложенного в уровне верха подкрановой консоли: . Вычисляем реакцию верхнего конца колонны по формулам прил.20:.Изгибающие моменты в сечениях колонны (нумерация сечений показана на рис. 8.а) равны (рис. 8.б):- ;- ;- ;- .Рис. 6. К определению продольных эксцентриситетов.Продольные силы в крайней колонне:- ;- ;- .Поперечная сила: .Продольные силы в средней колонне:- ;- ;- .2.3 Усилия в колоннах от снеговой нагрузкиПродольная сила на крайней колонне действует с эксцентриситетом . Момент: .В подкрановой части колонны эта же сила приложена с эксцентриситетом , т.е. значение момента составляет: .Реакция верхнего конца крайней колонны от действия моментов M1 и M2 равна: .Изгибающие моменты в сечениях крайних колонн (рис. 8.в):- ;- ;- ;- .Продольные силы в крайней колонне: .Поперечная сила: .Продольные силы в средней колонне: .2.4 Усилия в колоннах от ветровой нагрузкиРеакция верхнего конца левой колонны по формуле приложения 20 от нагрузки : .Реакция верхнего конца правой колонны от нагрузки : .Реакция введенной связи в основной системе метода перемещений от сосредоточенной силы .Суммарная реакция связи: .Горизонтальные перемещения верха колонн :Вычисляем упругие реакции верха колонн:- левой: ;- средней: ;- правой: ;Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8. и):- левой: ; .- средней: ; .- правой: ; .Поперечные силы в защемлениях колонн:- левой: ;- средней: ;- правой: .2.5 Усилия в колоннах от крановых нагрузокРассматриваются следующие виды нагружений:1) вертикальная нагрузка Dmax на крайней колонне и Dmin на средней (рис. 7.а);2) Dmax на средней колонне и Dmin на крайней;3) Четыре крана с 2 Dmax на средней колонне и Dmin - на крайних (рис. 7.б);4) Горизонтальная крановая нагрузка Н на крайней колонне (рис. 7.а);5) Горизонтальная нагрузка Н на средней колонне.а)б)Рис. 7. Схема расположения мостовых кранов для определения опорного давления подкрановых балок на колонну.Рассмотрим загружение 1. На крайней колонне сила приложена с эксцентриситетом . Момент, приложенный к верху подкрановой части колонны . Реакция верхней опоры левой колонны: Одновременно на средней колонне действует сила кН с эксцентриситетом м, т.е. .Реакция верхней опоры средней колонны: Суммарная реакция в основной системе .Коэффициент, учитывающий пространственную работу каркаса здания, для сборных покрытий и двух кранах в пролете определим по формуле (2.2) при . Для температурного блока длиной 48м: м и n=9: ,Тогда Упругие реакции верха колонн:- левой: кН- средней: кН- правой: кН.Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.г):- левой: ; ; .- средней: ; ; .- правой: ; .Поперечные силы в защемлениях колонн:- левой: ;- средней: ;- правой: .Продольные силы в сечениях колонн:- левой: ; ;- средней: ; ;- правой: ; .Рассмотрим загружение 2. На крайней колонне сила кН, приложена с эксцентриситетом , т.е. . Реакция верхней опоры левой колонны: На средней колонне действует сила с эксцентриситетом м, т.е. . Реакция верхней опоры средней колонны: .Суммарная реакция в основной системе .Тогда .Упругие реакции верха колонн:- левой: кН- средней: кН- правой: кН.Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.д):- левой: ; ; .- средней: ; ; .- правой: ; .Поперечные силы в защемлениях колонн:- левой: ;- средней: ;- правой: .Продольные силы в сечениях колонн:- левой: ; ;- средней: ; ;- правой: ; .Рассмотрим загружение 3. На крайних колоннах сила Dmin, определенная с коэффициентом сочетаний (четыре крана), действует с эксцентриситетом , т.е. . Реакция верхней опоры левой колонны: Реакция правой колонны , средней колонны (загружена центральной силой кН).Так как рассматриваемое загружение симметрично, то усилия в колоннах определяем без учета смещения их верха. Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.е):- левой ; ; .- средней Поперечные силы в защемлениях колонн:- левой - средней - правой Продольные силы в сечениях колонн:- левой ; ;- средней ; .Рассмотрим загружение 4. Реакция верхней опоры левой колонны, к которой прложена горизонтальная крановая нагрузка . .В частном случае при значение может быть вычислено по упрощенной формуле: кНРеакции остальных колонн поперечной рамы в основной системе: ;Суммарная реакция .Тогда .Упругие реакции верха колонн:- левой: кН- средней: кН- правой: кН.Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис.8, ж):- левой: - в точке приложения силы : ; ; .- средней: ; .- правой: ; .Поперечные силы в защемлениях колонн:- левой: ;- средней: ;- правой: .Рассмотрим загружение 5. Реакция верхней опоры средней колонны, к которой приложена горизонтальная нагрузка . .Реакции остальных колонн поперечной рамы в основной системе: ;Суммарная реакция .Тогда .Упругие реакции верха колонн:- левой и правой: кН- средней: кНИзгибающие моменты в сечениях колонн (рис.8, з):- левой и правой: ; .- средней:- в точке приложения силы : ; ; .Поперечные силы в защемлениях колонн:- левой и правой: ; - средней: .Результаты расчета поперечной рамы на все виды нагружений приведены в табл.2.2.6 Расчетные сочетания усилийЗначения расчетных сочетаний усилий в сечениях колонн по оси А от разных нагрузок и их сочетаний, а также усилий, передаваемых с колонны на фундамент, приведены в табл. 2. Рассмотрены следующие комбинации усилий: наибольший положительный момент и соответствующая ему продольная сила; наибольший отрицательный момент и соответствующая ему продольная сила; наибольшая продольная сила и соответствующий ей изгибающий момент. Кроме того, для каждой комбинации усилий в сечении IV-IV вычислены значения поперечных сил, необходимые для расчета фундамента.Значение изгибающих моментов и поперечных сил в загружениях 4 и 5 приняты со знаком , поскольку торможение тележек крана может осуществляться в обе стороны.Учитывая, что колонны находятся в условиях внецентренного сжатия, в комбинацию усилий включены и те нагрузки, которые увеличивают эксцентриситет продольной силы.Рис. 8. К статическому расчету поперечной рамы:а - основная система метода перемещений; б - эпюра от постоянной нагрузки; в - снеговой; г-ж - крановых в соответствии с нагружениями 1 ….. 5; и,к - ветровой слева и справа.Таблица 2Расчетные усилия в левой колонне (ось А) и их сочетания(изгибающие моментвы в кН·м, силы - в кН).|
| Усилия в сечениях колонн | | Нагрузки | № нагру-жения | Коэф-фици-ент Соче-таний | II-II | III-III | IV-IV | | | | | M | N | M | N | M | N | Q | | Постоянная | 1 | 1 | 25,54 | 281,78 | -39,36 | 361,41 | -8,34 | 438,87 | 3,53 | | Снеговая | 2 | 1 | 20,47 | 143,64 | -15,44 | 143,64 | -10,85 | 143,64 | 0,488 | | | 3 | 0,9 | 18,42 | 129,28 | -13,90 | 129,28 | -9,77 | 129,28 | 0,44 | | Крановая (от2-х кранов) Mmax на левой колонне | 4 | 1 | -87,19 | 0 | 196,55 | 630,52 | 37,41 | 630,52 | -16,93 | | | 5 | 0,9 | -78,47 | 0 | 176,90 | 567,47 | 33,67 | 567,47 | 15,24 | | Крановая (от2-х кранов) Mmax на средней колонне | 6 | 1 | -52,69 | 0 | 36,19 | 197,52 | -59,97 | 197,52 | -10,23 | | | 7 | 0,9 | -47,42 | 0 | 32,57 | 177,77 | -53,97 | 177,77 | -9,21 | | Крановая(от 4-х кранов) | 8 | 1 | -24,57 | 0 | 48,63 | 162,67 | 3,80 | 162,67 | -4,77 | | | 9 | 0,9 | -22,11 | 0 | 43,77 | 146,40 | 3,42 | 146,40 | -4,29 | | Крановая на левой колонне | 10 | 1 | ±27,42 | 0 | ±27,42 | 0 | ±105,86 | 0 | ±14,19 | | | 11 | 0,9 | ±24,69 | 0 | ±24,69 | 0 | ±95,27 | 0 | ±12,77 | | Крановая на средней колонне | 12 | 1 | ±14,0 | 0 | ±14,0 | 0 | ±39,58 | 0 | ±2,72 | | | 13 | 0,9 | ±12,6 | 0 | ±12,6 | 0 | ±35,62 | 0 | ±2,45 | | Ветровая слева | 14 | 1 | 13,99 | 0 | 13,99 | 0 | 122,26 | 0 | 17,21 | | | 15 | 0,9 | 12,59 | 0 | 12,59 | 0 | 110,03 | 0 | 15,29 | | Ветровая справа | 16 | 1 | -21,47 | 0 | -21,47 | 0 | -112,43 | 0 | -13,23 | | | 17 | 0,9 | -19,32 | 0 | -19,32 | 0 | -101,19 | 0 | -11,91 | | Основные сочетания нагрузок с учетом крановой и ветровой | Mmax | 1+3+9+11(+)+15 | 1+5+11(+)+15 | 1+5+11(+)+15 | | | | 59,13 | 411,06 | 174,82 | 928,88 | 230,63 | 1006,34 | 46,60 | | | Mmin | 1+5+11(-)+17 | 1+3+17 | 1+3+7+11(-)+17 | | | | -96,94 | 281,78 | -72,58 | 490,69 | -268,54 | 745,92 | -30,15 | | | Nmax | 1+3+5+11(-)+17 | 1+3+5+11(+)+15 | 1+3+5+11(+)+15 | | | | -78,52 | 411,06 | 160,92 | 1058,16 | 220,86 | 1135,62 | 47,04 | | То же, без учета крановых и ветровой | 1+2 | 1+2 | 1+2 | | | 46,01 | 425,42 | -54,80 | 505,05 | -19,19 | 582,51 | 3,79 | | | 3. Расчет прочности двухветвевой колонны крайнего ряда
Для проектируемого здания принята сборная железобетонная колонна. Бетон - тяжелый класса В15, подвергнутый тепловой обработке при атмосферном давлении. . Арматура - класса А400. . 3.1 Надкрановая сплошная часть колонныРасчет проводится для сечения II-II. В результате статического расчета поперечной рамы (табл. 2) имеем следующие сочетания усилий:Для 1-го, 2-го и 3-го сочетаний т.к. в них входят усилия от кратковременныхнагрузок непродолжительного действия (крановые, ветровые). Для 4-го сочетания , так как в него входят только усилия от постоянной и снеговой нагрузок. В реальном проектировании необходимо выполнять расчет на все сочетания усилий. В курсовом проекте допускается по согласованию с консультантом выбрать одно наиболее неблагоприятное с точки зрения несущей способности колонны сочетание. Таковым для данного примера является третье сочетание.Напомним геометрические характеристики надкрановой (верхней) части колонны (см. п. 1.2):, , .Рабочая высота сечения см. (см.).Эксцентриситет продольной силы (знак «-» при вычислении эксцентриситета не учитываем):.Свободная длина надкрановой части при наличии крановой нагрузки в третьем сочетании: м (при отсутсвии в расчетном состонии крановой нагрузки вводится коэффициент 2,5)Радиус инерции сечения:Гибкость верхней части колонны:Следовательно, в расчете прочности сечения необходимо учесть увеличение эксцентриситета продольной силы за счет продольного изгиба.Момент от постоянной и длительно действующей части временной нагрузки (последняя учитывается, если в расчетное сочетание входит снеговая нагрузка) в соответствии с табл. 2. где к=0,5- коэффициент учитывающий длительно действующую часть снеговой нагрузки. Продольная сила ,знак «-» перед силой N1 принят в связи с отрицательным значением момента M1Для тяжелого бетона .Поскольку моменты и разных знаков и , принимаем равным 1,0. При одинаковых знаках моментов и коэффициент определяем по формуле:Так как 0,15, принимаем .Поскольку площадь арматуры надкрановой части колонны неизвестна (ее определение - цель настоящего расчета), зададимся количеством арматуры, исходя из минимального процента армирования.При суммарный минимальный процент армирования .Тогда .Жесткость железобетонного элемента: Значение критической силы . - условие выполнено.Коэффициент продольного изгибаРасчетный момент с учётом прогиба равен: (знак «-» при вычислении момента не учитываем.)В случае симметричного армирования сечения () высота сжатой зоныОтносительная высота сжатой зоны Граничная относительная высота сжатой зоны , следовательно, имеем первый случай внецентренного сжатия - случай «больших» эксцентриситетов.;. т.е.рабочая арматура по расчёту не требуется.Армируем сечение верхней части колонны конструктивно, исходя из минимального процента армирования. Принимаем 316 А400 с , что больше .Количество стержней (в нашем примере - 3) выбирается с тем расчетом, чтобы наибольшее расстояние между ними по ширине колонны не превышало 400 мм.В случае, если при расчёте получится и процент армирования превосходит принятый при определении, следует скорректировать значение и повторить расчёт.Поперечная арматура принята класса А400 6 мм (из условия сварки с продольной рабочей арматурой 16 мм). Шаг поперечных стержней мм (кратно 50мм), что удовлетворяет требованиям норм: мм и мм.Проверим необходимость расчета надкрановой части колонны в плоскости, перпендикулярной к плоскости поперечной рамы. смт.к. - расчет из плоскости рамы не производится.3.2 Подкрановая двухветвевая часть колонныРасчет следует производить для сечений III-III и IV-IV, т.е. на 8 сочетаний усилий (табл. 2):1) 2) 3) III-III 4) 5) 6) 7) IV-IV 8) Из приведенных 8 сочетаний наиболее невыгодными являются сочетания N6 и N7, относящиеся к сечению IV-IV, в месте заделки колонны в фундамент. Таким образом, всё армирование подкрановой части колонны определяется расчетом прочности сечения IV-IV.Геометрические характеристики подкрановой части колонны:, , .Размеры сечения ветви:, ,.Расстояние между осями ветвей:.Количество панелей в соответствии с рис. 2, (под панелью понимается часть колонны между осями двух смежных распорок).Среднее расстояние между осями распорок: Высота сечения распорки Далее по аналогии с расчетом надкрановой части колонны вычисляем:а) для сочетания усилий N6: . (знак «-» при вычислении эксцентриситета не учитываем) м. т.к. крановая нагрузка в данном сочетании присутствует (при отсутствии крановой нагрузки в расчетном сочетании для однопролетного здания и при числе пролетов ).Приведенный момент инерции сечения: Приведенная гибкость - в величине эксцентриситета необходимо учесть прогиб элемента.Т.к. снеговая нагрузка в данном сочетании присутствует (табл. 2.):;;;Железобетонные колонны О.П.З изготавливаются в горизонтальной опалубке. В процессе высвобождения из опалубки и транспортировки колонна работает как изгибаемый элемент, в растянутой зоне которого могут образовываться трещины. Чтобы гарантировать их отсутствие, продольная арматура должна иметь диаметр не менее 16 мм. Исходя из этого, зададимся предварительным процентом армирования где - площадь сечения арматуры, принятой в виде 316 А400.Тогда Отсюда > -условие выполнено..Определяем усилия в ветвях колонны(поперечная сила в сечении IV-IV для сочетания N6 (табл. 2) кН):кН - ветвь сжата кН - ветвь сжата.Случайный эксцентриситет продольной силы принимается наибольшим из следующих значений: см см см.Поскольку эксцентриситет , в дальнейших расчетах используем его, тогда м.Итак, для сочетания усилий N6, на одну ветвь получено:Nb1=708,79кН; e=0,118м.б) для сочетания усилий N7 . ; ; Поскольку снеговая нагрузка входит в данное сочетание, имеем: ;;Так как и разных знаков и , коэффициент . (см. Is для сочетания N6).Отсюда .Усилия в ветвях: кН - ветвь сжата кН - ветвь сжата..Для сочетания усилий N7 имеем: Nb1=848,17 кН; e=0,1284 м.Сравнение основных параметров, при прочих равных условиях определяющих необходимое для обеспечения прочности сечения колонны количество арматуры (), показывает невозможность выбора со стопроцентной гарантией одного из рассмотренных сочетаний (N6 и N7) в качестве наиболее неблагоприятного. Поэтому и при подборе арматуры в ветвях подкрановой части колонны продолжаем учитывать оба сочетания.Сочетание N6Граничная относительная высота сжатой зоны < , т.е. дальнейший расчет выполняем при (при , для дальнейших расчётов следует принять ).;; (в случае,рабочая арматура по расчету не требуется, сечение следует армировать по конструктивным требованиям, исходя из минимального процента армирования, но не менее чем диаметром 16мм).Поскольку в данном примере , вычисляем относительную высоту сжатой зоны и требуемую площадь арматуры :;Поскольку и при определении критической силы процент армирования был задан исходя из минимально допустимого диаметра арматуры (16мм), перерасчет не производим. В случае если и процент армирования значительно превосходит принятый при определении величины , следует скорректировать значение и повторить расчет. Сочетание N7 Граничная относительная высота сжатой зоны < , следовательно принимаем ; ; . . Так как при min диаметре арматуры 16 рабочая арматура по расчету по обоим сочетаниям не требуется, принятое ранее армирование - 316 А400 с , оставляем без изменения. В случае, если по расчету требуемое количество арматуры , фактическое армирование подбирается по сортаменту по большему из значений , полученным из расчёта по двум сочетаниям. При этом должно выполняться условие по минимальному проценту армирования и минимальному диаметру (16мм) рабочей арматуры. Поперечная арматура принята класса А400 6 мм (из условия сварки с продольной рабочей арматурой 16 мм). Шаг поперечных стержней мм, что удовлетворяет требованиям норм: мм и мм. Проверим необходимость расчёта подкрановой части колонны в плоскости, перпендикулярной к плоскости поперечной рамы. При расчете из плоскости рамы при наличии вертикальных связей между колоннами . -расчет прочности подкрановой части колонны в плоскости, перпендикулярной к плоскости поперечной рамы, не требуется. В противном случае, если , расчет производится на наихудшее сочетание N6 или N7, при . 3.3 Промежуточная распоркаМаксимальная поперечная сила, действующая в сечениях подкрановой части колонны кН (табл. 2.)Изгибающий момент в распорке (знак «-» при вычислении момента не учитываем).Поперечная сила в распорке:Эпюра моментов в распорке:Эпюра поперечных сил: Размеры сечения распорки м, м, м.Площадь продольной рабочей арматуры при симметричном армировании:Принимаем 314 A400 с Поперечная сила, воспринимаемая бетоном в наклонном сечении равна ,но не более и не менее .где: - коэффициент, принимаемый равным 1,5;- величина проекции опасной наклонной трещены на продольную ось распорки, принимая равной , но не более расстояния в свету между внутренними гранями ветвей колонны, т.е. ().В нашем случае , следовательно принимаем .,что больше и не превышает .Поскольку , поперечную арматуру принимаем по конструктивным соображениям. Зададимся поперечной арматурой: класс арматуры - А400: . Диаметр поперечных стержней (из условия сварки с продольной рабочей арматурой 14) -6 мм, . Количество стержней в поперечном сечении распорки . Поскольку вся поперечная сила воспринимается бетоном , шаг поперечных стержней не должен превышать: .В случае , Принимаем поперечную арматуру 6 А400 с шагом . Схема армирования колонны представлена на рис. 9. Рис. 9. Схема армирования колонны.4. Расчет фундамента под крайнюю колоннуГрунты основания - однородные. Преобладающий компонент - суглинки. Объемный вес грунта . Условное расчетное сопротивление грунта МПа. Усилия, передающиеся с колонны на фундамент, соответствуют сочетанию N7 для сечения IV-IV. Следует отметить, что, если подкрановая часть колонны рассчитывается на сочетание усилий, выбранное для сечения III-III, расчет фундамента должен производиться для наиболее опасного сочетания, специально отобранного в сечении IV-IV. Для сочетания N7 имеем: , , . Максимальный диаметр продольной арматуры колонны мм.Материалы фундамента:- бетон монолитный класса В15, МПа, МПа;- арматура класса А400, МПа.4.1 Определение геометрических размеров фундаментаВысота фундамента определяется из условий:а) Обеспечения жесткой заделки колонны в фундаменте: для двухветвенной колонны в плоскости поперечной рамы, гдем и м, принимаем м > 0,863 м. Тогда: м; (для сплошной колонны ) б) Обеспечения анкеровки рабочей арматуры колонны . где: 0,25 м - минимальная толщина дна стакана (0,2 м) с учетом подливки под колонну (0,05 м). Базовую (основную) длину анкеровки, необходимую для передачи усилия в арматуре с полным расчетным значением сопротивления на бетон, определяют по формуле: где: - соответственно площадь поперечного сечения анкеруемого стержня арматуры и периметр его сечения, определяемые по номинальному диаметру стержня (- Ш16 мм; ); - расчетное сопротивление сцепления арматуры с бетоном, принимаемое равномерно распределенным по длине анкеровки и определяемое по формуле: ; здесь: - расчетное сопротивление бетона осевому растяжению; - коэффициент, учитывающий влияние вида поверхности арматуры, принимаемый равным: 1,5 - для гладкой арматуры; 2 - для холоднодеформированной арматуры периодического профиля; 2,5 - для горячекатаной и термомеханически обработанной арматуры периодического профиля; - коэффициент, учитывающий влияние размера диаметра арматуры, принимаемый равным: 1,0 - при диаметре арматуры ; 0,9 - при диаметре арматуры . Требуемую расчетную длину анкеровки арматуры с учетом конструктивного решения элемента в зоне анкеровки определяют по формуле: , (, т.к. рабочая арматура в колонне по расчету не требуется). где: - площади поперечного сечения арматуры в колонне, соответственно требуемая по расчету и фактически установленная; - коэффициент, учитывающий влияние на длину анкеровки напряженного состояния бетона и арматуры и конструктивного решения элемента в зоне анкеровки: 1,0 - для растянутых стержней; 0,75 - для сжатых стержней. Фактическую длину анкеровки принимают и не менее , а так же не менее и . Окончательно принимаем: , тогда Расчетная глубина промерзания в районе г. Новосибирск равна м, (прил. 19: ). Глубина заложения фундамента должна быть не менее . Принимаем высоту фундамента м (кратно 50 мм), что больше и . Глубина заложения фундамента при этом составит . Размеры подошвы фундаментаПлощадь подошвы , где кН -нормативное значение продольной силы с учетом усредненного коэффициента надежности по нагрузке . Коэффициент 1,05, учитывает наличие изгибающего момента..Зададимся соотношением большей стороны подошвы к меньшей .Тогда м; м.Принимаем ., кратными 0,3 м., с округлением в большую сторону.Уточненная площадь подошвы .Момент сопротивления .Уточняем нормативное давление на грунт: при м и м.Здесь - для суглинков (а также для глин, супесей и пылеватых песков); - для песчаных грунтов;м, м.МПа.Уточняем размеры подошвы: м; м. > 2,4мПринимаем м, м. , .При принятых размерах подошвы фундамента нормативное давление на грунт составит:Устанавливаем размеры фундамента.Высота фундамента м. Размеры стакана в плане - рис. 10: м, м (на 0,6 м больше соответствующих размеров поперечного сечения колонны).Толщина стенки стакана по верху м.Вынос подошвы фундамента за грань стакана: - поэтому устраиваем вторую ступень высотой м. При этом высота стакана м, вылет верхней ступени принимаем (0,2м) - рис. 10.4.2 Расчеты прочности элементов фундаментаОпределение краевых ординат эпюры давления.Момент в уровне подошвы .Нормативная нагрузка от веса фундамента и грунта на его обрезах кН;- следовательно эпюра напряжений в грунте трапецевидная.Расчет арматуры подошвы фундаментаа) В плоскости поперечной рамы;.Подбор арматуры производим в 3-х сечениях фундамента, которые в расчетной схеме (консольные балки под действием отпора грунта) отражают изменение пролетов и высот сечения консолей (см. рис. 10).Сечение I-I;.Рабочая высота подошвы ;.Рис. 10. К расчету фундамента под колонну:а - в плоскости действия изгибающего моментаб - из плоскости действия момента.Сечение II-IIРабочая высота подошвы;.Сечение III-III;Рабочая высота подошвы;.Подбор арматуры осуществляем в следующей последовательности:1) Из 3-х найденных значений принимаем ;2) задаемся шагом стержней S в диапазоне 200 ... 300 мм (кратно 50 мм);3) задаемся расстоянием от края подошвы до первого стержня в диапазоне 50…100 мм (кратно 25 мм);4) определяем количество стержней по формуле - результат необходимо округлить до целого большего;5) По сортаменту определяем диаметр арматуры .Принимаем S=300 мм , мм,Тогда ,- не целое число. Принимая шаги крайних стержней S=250мм получим: . По сортаменту принимаем 9Ж12А400 с - рис.11.(При минимальный диаметр арматуры 12мм).Процент армирования : В сечении I-I ; В сечении II-II ; В сечении III-III . Поскольку во всех сечениях , количество принятой арматуры оставляем без изменения. б) Из плоскости поперечной рамыВ курсовом проекте допускается данный расчет проводить для одного сечения (V-V, рис. 10,б):;h05=h02=116см;( h04=h01=56см ; h06=h03=216см);. Задаемся S=250мм, as=50 мм; - не целое число. Принимая шаги крайних стержней S=200мм, получим: . По сортаменту принимаем 9Ж13 А400 (рис. 11), с . Поскольку длина подошвы не превышает 3 м, все стержни в продольном направлении доводим до конца, в противном случае каждый 2-ой стержень в продольном направлении не доводим до конца на 0,1l (с округлением в меньшую сторону кратно 5 см). В рассматриваемом сечении . Процент армирования в других сечениях: , . Поскольку во всех сечениях , количество принятой арматуры оставляем без изменения. В случае (хотя бы в одном из сечений) следует увеличить диаметр принятой арматуры или уменьшить её шаг. Рис. 11. Схема армирования плитной части фундамента.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|