рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Таможенный контроль рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Таможенный контроль

Таможенный контроль

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра финансов и учета

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

(Реферат)

Выполнила

студентка 3 курса,

группы 945

Заярская А.В.

Научный руководитель

доцент

Корецкая Е.М.

Томск 2007

Понятие таможенного контроля и его сущность.

В рыночной экономике государственное ре-гулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется прежде всего экономическими ме-тодами.

Таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики Россий-ской Федерации, представляющий собой совокуп-ность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного зако-нодательства Российской Федерации. Его основная цель - определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участника-ми таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных нарушений.

Таможенные органы осуществляют посто-янный контроль перемещения товаров и транс-портных средств физическим объемом более 850 млн т на сумму свыше 150 млрд дол. США в год. Ежегодный объем оформляемых грузовых тамо-женных деклараций составляет свыше 2,3 млн шт., таможенных приходных ордеров -- свыше 1 млн шт.

В структуре внутреннего государственного финансового контроля таможенные органы играют особую роль. Это - правоохранительные органы исполнительной власти, наделенные специальны-ми властными полномочиями в целях выполнения возложенных на них задач и функций в сфере та-моженного дела, в том числе в налоговой сфере и сфере валютного контроля. Права и обязанности таможенных органов в части финансового конт-роля за соблюдением налогового законодательс-тва при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации аналогичны правам и обязанностям государственных налоговых инспекций: проводить налоговые проверки; про-верять все документы, связанные с исчислением взимаемых налогов; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при не-исполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства; производить взима-ние недоимок по налогам, а также сумм штрафов в бесспорном порядке; применять штрафные сан-кции; предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате налогов и т. д.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законода-тельством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осущест-вляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федераль-ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными орга-низациями.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности в целях государственного финансо-вого контроля:

* осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сбо-ров, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их при-нудительному взысканию;

* обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международ-ными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

* осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами тамо-женного законодательства Российской Феде-рации;

* принимает решения о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обес-печивает опубликование таких решений;

* обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собствен-ности; принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товаров в соответствии с товарной номенкла-турой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (страна происхождения товара).

В целях решения поставленных перед тамо-женными органами задач они осуществляют:

* ведение реестра банков и других кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

* ведение таможенного реестра объектов интел-лектуальной собственности;

* ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статис-тики;

* информацию и консультацию на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участни-ков внешнеэкономической деятельности;

* в пределах своей компетенции валютный кон-троль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через тамо-женную границу Российской Федерации;

* производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской федерации об административных правонару-шениях;

* дознание и производство неотложных следс-твенных действий в соответствии с уголовно процессуальным законодательством Российс-кой Федерации;

* в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации оперативно-розыскную де-ятельность;

* функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмот-ренных на содержание службы, и реализацию возложенных на нее функций.

О вкладе таможенных органов в формирова-ние доходной части федерального бюджета мож-но судить по следующим данным: если в 2002 г. администрируемые ими налоговые поступления составили 588,3 млрд руб., в 2003 г. - 757,6 млрд руб., то в 2004 г. эта сумма достигла 1219,5 млрд руб., или i02,6%.K плану. Существенно выросли платежи, как по импорту, так и по экспорту. Если в 2002 г. в бюджет было перечислено 12,5 млрд дол. таможенных платежей от импортных операций и 6,2 млрд дол. от экспортных, то в 2004 г. эти пока-затели составили соответственно 19,6 и 22,7 млрд дол. Доля платежей, собираемых таможенными органами, достигла в 2004 г. 41,6 % доходов всего национального бюджета, или 8% ВВП.

В настоящее время ведется активная работа по Концепции развития Федеральной таможенной службы. Ее главная цель - прозрачность, упро-щенность и эффективность таможенного конт-роля. Основным принципом Концепции станет таможенный контроль в виде сервиса, который основывается на таких принципиально новых по-ложениях, как: использование системы управления рисками, внедрение электронного документообо-рота и электронного декларирования, применение предварительного декларирования товаров и транс-портных средств, минимизация таможенных фор-мальностей в приграничных таможенных органах, смещение концентрации контрольно-ревизионных действий с этапа основного таможенного офор-мления на последующие (после выпуска) этапы. Предусматриваются, в частности, сокращение числа таможенных пунктов, устранение двойного (т. е. повторного) таможенного контроля, внедре-ние систем электронного отслеживания грузов - от границы до региона реализации. Особое внимание, по нашему мнению, должно быть уделено системе электронного декларирования товаров, с тем чтобы субъект хозяйствования смог представить элек-тронные документы в предварительном режиме. Таможенные органы получили бы возможность заранее оценить их с точки зрения достоверности, возможных операций контроля, анализа рисков и так далее. Тем самым к моменту поступления товара для таможенного оформления заметно сократились бы и сроки проведения контрольных процедур. Кроме того, электронное декларирова-ние позволяет исключить субъективизм в принятии решения конкретным таможенным инспектором и сделать единообразным применение таможенного законодательства.

Следующий шаг - это разработка унифициро-ванных электронных форм не только собственно таможенных, но и различных разрешительных документов, международных накладных, счетов-фактур и т.д. Это позволит создать предпосылки для решения более широкого круга задач, допустим, в сфере международной электронной торговли.

Выгода от введения электронной системы декларирования очевидна. Ведь даже статистика свидетельствует о том, что значительные финансо-вые затраты фирм связаны именно с подготовкой бумажных документов. Кроме того, электронное декларирование способствует максимальной оборачиваемости грузов, сокращению простоев транспорта. За счет электронной технологии уже к 2008 - 2010 гг., по данным Федеральной таможенной службы, минимум наполовину сократится численность таможенных проверок и ассортимент проверяемых товаров.

Менее 10 % импортных грузов и 8 % экспорт-ных будет проверять российская таможня к началу 2008 г. Такое сокращение в объеме проверяемых грузов произойдет за счет развития информаци-онных технологий. Аналогичная система конт-роля давно отлажена, например, между Бельгией и Голландией, Австрией и Германией, Швецией и Финляндией. Но эти страны давно согласовали не только методы таможенного контроля, но и внешнеторговые пошлины и стандарты качества товаров и услуг во взаимной торговле. В России реальное согласование режима и методов таможен-ного контроля имеют место только с Белоруссией и Казахстаном. Система сквозного электронного контроля действует пока на маршрутах Россия - Финляндия - Швеция, что позволило более чем вдвое ускорить таможенные операции с товарами взаимной и транзитной торговли.

На смену тотальному контролю на этапе тамо-женного оформления приходят система анализа и управления рисками и сильная служба таможенной инспекции, которая обеспечивает выборочный контроль. Принцип выборочности реализуется путем применения только тех форм таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Рос-сийской Федерации. При выборе форм таможен-ного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается веро-ятность несоблюдения таможенного законодатель-ства Российской Федерации.

Формы таможенного контроля.

Согласно ст. 366 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) таможенный контроль может осуществляться в следующих формах:

* проверка документов и сведений:

* устный опрос;

* получение пояснений;

* таможенное наблюдение;

* таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

* таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

* личный досмотр;

* проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

* осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

* таможенная ревизия.

Проверка документов и сведений заключается в изучении документов на перемещаемые через тамо-женную границу товары и транспортные средства, определении соответствия их оформления уста-новленным правилам, установлении подлинности документов и достоверности, содержащихся в них сведений и может предшествовать другим формам таможенного контроля.

Проверка достоверности сведений, представ-ленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставле-ния с информацией, полученной из других источ-ников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

При проведении таможенного контроля тамо-женный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исклю-чительно в целях проверки информации, содер-жащейся в таможенной декларации и иных тамо-женных документах. Согласно ст. 363 ТК РФ лица, перемещающие товары, транспортные средства через таможенную границу, обязаны предоставлять для таможенного контроля в таможенные органы необходимые документы и сведения.

При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющих-ся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объясне-ний указанных лиц в письменной форме. Устный опрос физических лиц, как правило, производится в целях выяснения наличия в их багаже предметов, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее. Опрос должностных лиц производится на предмет выяснения тех или иных обстоятельств, необхо-димых для проведения таможенного контроля. Это может быть дополнительная информация относительно сведений, заявленных в таможенной декларации.

Получение пояснений - это получение долж-ностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведе-ния таможенного контроля, от лиц, имеющих от-ношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагаю-щих такими сведениями. Пояснение оформляется в письменной форме. Форма пояснения устанав-ливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможенное наблюдение -- это гласное, це-ленаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с приме-нением технических средств) визуальное наблю-дение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможен-ным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенный осмотр -- товаров и транспорт-ных средств -- это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами тамо-женного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузо-вых помещений и нарушением упаковки товаров. Данный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. По результатам тамо-женного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов мо-жет быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти,

уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем, а по требованию лица, обладающе-го полномочиями в отношении товаров и (или) иных транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо предоставить отметку о факте проведения тамо-женного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся улица.

Таможенный досмотр -- это проводимый уполномоченными должностными лицами тамо-женного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транс-портного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, вво-зимые на таможенную территорию Российской Фе-дерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о наруше-нии таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на ос-нове выборочной проверки. Досмотр проводится после обязательного уведомления декларанта. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. По результатам таможен-ного досмотра составляется акт в двух экземплярах, Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в об-ласти таможенного дела.

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэ-ропорта, открытого для международного сообще-ния, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные, соответственно, к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории. Решение о проведе-нии личного досмотра принимается начальником таможенного органа в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Должностное лицо обязано объ-явить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно вы-дать скрываемые товары. О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определяемой федеральным законом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в двух экземплярах.

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможен-ную территорию Российской Федерации в случа-ях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Отсутствие на товарах специальных марок, иденти-фикационных знаков или иных способов обозна-чения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства тамо-женного оформления и выпуска товаров. Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контро-лем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также улиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных настоящим Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Осмотр помещений и территорий проводится при предъ-явлении предписания, подписанного начальником таможенного органа, и служебного удостоверения. Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные помещения и на указанные территории, а также форма предписа-ния определяются федеральным органом испол-нительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В случае отказа обеспечить Доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением со-противления и вскрытием запретных помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхож-дения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запретных помещений таможенные органы уведомляют прокурора в тече-ние 24 часов. По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в облас-ти таможенного дела.

Таможенные органы могут проводить тамо-женную ревизию - проверку факта выпуска това-ров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией.

Выбор объектов таможенной ревизии, оп-ределение формы контрольных мероприятий ведутся на основе анализа различных источников информации, в том числе и сведений, полученных с использованием системы управления рисками.

Таможенная ревизия может проводиться в об-щей и специальной формах.

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.

При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пре-делах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица. Проверка не может продол-жаться более трех рабочих дней. Проведение про-верки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Специальная таможенная ревизия может прово-диться таможенными органами в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельство-вать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользо-вании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений; при обнаружении данных о нарушении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдении запретов и ограничений, установленных в соответс-твии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Проведение специальной таможен-ной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе: требовать безвозмездного представления любой докумен-тации и информации; осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с ТК РФ в присутствии уполномоченных представителей про-веряемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых; проводить инвентари-зацию товаров; проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со ст. 377 ТК РФ. Специальная таможенная ревизия не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. Повторное проведение специальной та-моженной ревизии у одного и того же лица в отно-шении одних и тех же товаров не допускается.

Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформля-ются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Необходимо отметить положительную прак-тику проведения таможенных ревизий. Наиболее результативными являются специальные тамо-женные ревизии, назначенные по результатам осмотра помещений и территорий, в ходе которого возможно закрепление факта нахождения товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законода-тельства.

В 2004 г. по результатам 5 480 таможенных ревизий возбуждено свыше 3 тыс. дел об адми-нистративных правонарушениях, 51 уголовное дело, доначислено в бюджет 1,4 млрд руб. Тамо-женные органы в отчетном году возбудили 2,6 тыс. уголовных дел. Общая стоимость незаконно перемещенных товаров составила 2,3 млрд руб По результатам рассмотрения дел об администра-тивных правонарушениях назначено наказаний на сумму более 3,7 млрд руб.

В настоящее время таможенной службой Российской Федерации проводится целенаправленная работа по совершенствованию форм и методов таможенного контроля и усилению его роли в повышении эффективности государственной финансового контроля.1 Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. - М: Финансы и Кредит. - 2005.

Порядок исчисления таможенных платежей

Таможенные платежи в механизме государствен-ного регулирования внешнеторговой деятельности вы-полняют две основные функции -- регулирующую и фискальную.

Регулирующая функция является основным сред-ством реализации внешнеторговой политики Российс-кой Федерации, осуществляя которую наша страна защищает свои экономические интересы в сфере внешнеэкономических отношений. В последнее время таможенные платежи стали одним из наиболее эффек-тивных инструментов реализации охранительного (протекционистского) направления внешнеторговой политики, поскольку представляют собой возможность реализации названной задачи с использованием ис-ключительно экономических рычагов, не прибегая к ин-струментарию административного воздействия (зап-ретам, эмбарго и т.д.).

Другим не менее важным направлением примене-ния таможенных платежей является их фискальная функция, состоящая в пополнении доходной части фе-дерального бюджета. В решении этой задачи таможен-ные платежи играют особую роль, о чем можно судить по динамике их поступлений в доходную часть феде-рального бюджета:

в2002 г. -- 19% от суммы налоговых доходов феде-рального бюджета и 15% от общей суммы доходов фе-дерального бюджета;

в 2003 г. -- 22% от суммы налоговых доходов феде-рального бюджета и 17,5% от общей суммы доходов федерального бюджета;

в2004 г. -- 26% от суммы налоговых доходов феде-рального бюджета и 19% от общей суммы доходов фе-дерального бюджета.

Определив значимость таможенных платежей, да-дим им краткую правовую характеристику.

Таможенные платежи взимаются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транс-

портных средств через таможенную границу Российс-кой Федерации.

В соответствии с Таможенным кодексом (ст. 318) к ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Рос-сийской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на тамо-женную территорию Российской Федерации;

5)таможенные сборы.

Таможенные платежи устанавливаются в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации: таможенная пошлина -- Законом Российской Федера-ции «О таможенном тарифе», НДС и акцизы -- Налого-вым кодексом, таможенные сборы -- Таможенным ко-дексом.

В случае возникновения коллизий (столкновений) норм таможенного и налогового законодательства при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей приме-няется норма ст. 2 Налогового кодекса РФ, в соответ-ствии с которой в отношении таможенных платежей применяются нормы таможенного законодательства, если только иное не установлено самим Налоговым кодексом РФ.

Налоговая база для целей исчисления таможенных платежей устанавливается на законодательном уров-не: для таможенной пошлины -- в Законе РФ «О тамо-женном тарифе», а для НДС и акциза -- во второй час-ти Налогового кодекса РФ.

Налоговая база представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта нало-гообложения (применительно к таможенным плате-жам -- товаров, перемещаемых через таможенную границу).

При обложении таможенной пошлиной налоговая база зависит от вида применяемой ставки.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» в Российской Федерации применяются сле-дующие виды ставок таможенных пошлин:

-- адвалорных, начисляемых в процентах к тамо-женной стоимости облагаемых товаров;

-- специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

-- комбинированных, сочетающих оба названных вида таможенного обложения.

Таким образом, при обложении таможенной по-шлиной по адвалорным ставкам базой обложения бу-дет таможенная стоимость, при обложении по специ-фическим ставкам -- количественные или физические характеристики товара, а при обложении по комбини-рованным ставкам -- одна из двух вышеназванных баз, использование которой даст наибольшую величину таможенной пошлины.

По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, исчисляются самостоя-тельно декларантом или иными лицами, ответственны-ми за уплату таможенных платежей.

Исключениями из этого правила являются следую-щие случаи:

-- таможенные пошлины, НДС, акцизы на товары, которые пересылаются в международных почтовых от-правлениях и в отношении которых не требуется пода-ча отдельной таможенной декларации, исчисляются таможенными органами, осуществляющими таможен-ное оформление в местах международного почтового обмена (п. Зет. 295 ТК РФ);

-- при выставлении требования об уплате тамо-женных платежей исчисление таможенных пошлин, НДС и акцизов производится таможенным органом (п. 2 ст. 324 ТК РФ).

Исчисление сумм таможенных пошлин, НДС и ак-цизов, подлежащих уплате, производится в валюте РФ, однако это не означает, что валюта РФ обяза-тельно является и валютой, в которой происходит уп-лата таможенных платежей (валютой платежа).2

Обеспечение уплаты таможенных платежей

Статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмо-трены следующие способы обеспечения уплаты таможенных плате-жей: залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; внесе-ние денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в фе-деральном казначействе (денежный залог); поручительство.

Кроме того, в качестве еще одного способа обеспечения уплаты та-моженных платежей для плательщика предусмотрена возможность использовать договор страхования в случаях, определенных совмест-но федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такой договор дол-жен заключаться по правилам, установленным гражданским законода-тельством (п. 1 ст. 347 Таможенного кодекса РФ), и, вероятно, пред-метом такого договора должно быть страхование риска неуплаты ли-цом причитающихся с него таможенных платежей.

Перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей не является закрытым, правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные способы обеспечения (п. 3 ст. 340 ТКРФ). Такими актами должны быть федеральные законы, указы Президен-та РФ или Правительства РФ (по смыслу ст. 3--5 ТК РФ).

Способы обеспечения платежей

Плательщик таможенных пла-тежей вправе самостоятельно вы-брать способ обеспечения их уп-латы (п. 2 ст. 340 ТК РФ), за ис-ключением применения договора страхования, использование ко-торого предполагается специаль-ным порядком. Таким образом, с юридической точки зрения тамо-женный орган не вправе предъя-вить плательщику таможенных платежей требование о примене-нии какого-то определенного спо-соба обеспечения их уплаты. Хо-тя представляется сомнитель-ным, что таможенный орган будет безропотно принимать то обеспечение, которое самостийно предложит плательщик, и не «включит» административный ресурс в том случае, если по ка-ким-то причинам (объективного или субъективного характера) предоставленное обеспечение его не устроит. В крайнем случае та-моженный орган всегда сможет найти способ «перекрыть кисло-род» даже вполне добросовестно-му предпринимателю.

Отношения по уплате тамо-женных платежей носят публично-правовой характер, т.к. одной из сторон этих отношений высту-пает государство в лице специ-ально уполномоченных им на это органов государства. Государст-вом для обеспечения исполнения его функций установлены специ-альные индивидуально безвозме-здные платежи в государствен-ную казну, которые лицо в уста-новленных законодательством случаях обязано уплатить. В от-личие от отношений, регулируе-мых гражданским законодатель-ством, в сфере таможенного дела фактическое равенство сторон правоотношений и автономия их воли отсутствуют, наоборот, име-ет место доминирование государственного органа и осуществление им определенных законодательством властных полномочий в отношении субъек-тов, действующих в сфере таких его полномочий.

Пункт 3 ст. 2 Гражданского ко-декса РФ допускает в установлен-ных законодательством случаях применение гражданского зако-нодательства к имущественным отношениям, основанным на ад-министративном подчинении од-ной стороны другой. Но представ-ляется, что юридическое оформ-ление хитросплетения граждан-ского и таможенного законода-тельства при обеспечении упла-ты таможенных платежей могло бы быть и более удачным (если во-обще в рассматриваемой ситуа-ции стоит смешивать указанные отрасли законодательства).

В гражданском праве возник-новение отношений по обеспече-нию исполнения лицом его обяза-тельства перед кредитором обус-ловлено существованием соответ-ствующего основного граждан-ско-правового обязательства. По всем способам обеспечения испол-нения обязательств, предусмот-ренным гл. 23 ГК РФ, фигуриру-ет кредитор в основном обяза-тельстве, интерес которого в над-лежащем исполнении и обеспе-чивается. Таким образом, суще-ствуют два гражданско-правовых обязательства: обязательство должника перед кредитором по основному обязательству и обя-зательство должника или иного лица перед тем же кредитором по дополнительному (обеспечиваю-щему) обязательству, причем вто-рое жестко привязано к первому. Недействительность основного обязательства (т.е. его фактичес-кое отсутствие) влечет недейст-вительность акцессорного обяза-тельства, обеспечивающего его исполнение (п. 3 ст. 329 ГК РФ).

В сфере таможенного дела кон-струируется следующая схема обеспечения исполнения обяза-тельства по уплате таможенных платежей. Существует публично-правовое обязательство конкрет-ного лица по уплате таможенных платежей, возникшее по основа-ниям, предусмотренным законо-дательством. Данное публично-правовое обязательство предла-гается обеспечить теми способа-ми, которые предусмотрены для гражданского оборота, и в основ-ном на основании правовых норм, предусмотренных опять-таки для гражданского оборота, т.е. для правоотношений, основанных на равенстве и автономии воли уча-стников. Насколько же примени-мо такое регулирование?

Таможенный кодекс предлага-ет заключать в случае обеспече-ния исполнения обязательства по уплате таможенных платежей до-говоры (например, залога, пору-чительства) между таможенным органом и залогодателем (пору-чителем). Так, напрямую указа-но, что договор поручительства заключается между таможенным органом и поручителем в соответ-ствии с требованиями граждан-ского законодательства (ст. 346 ТК РФ). Относительно договора залога, правда, отсутствует ука-зание, в соответствии с требова-ниями какого законодательства его следует заключать. Можно придерживаться следующей по-зиции: учитывая, что залог явля-ется институтом гражданского права, очевидно, такой договор следует заключать согласно тре-бованиям гражданского законо-дательства. Однако, как уже бы-ло сказано, гражданское законо-дательство применяется к адми-нистративным правоотношениям только в случаях, предусмотрен-ных законодательством. В рас-сматриваемой ситуации ст. 3413 Бадулин О. Обеспечение уплаты таможенных платежей. - М: Право и зкономика. - 2004

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. - М: Финансы и Кредит. - 2005

2. Трошкина Т.Н. Порядок исчисления таможенных платежей. - М: Финансовое право. - 2006

3. Бадулин О. Обеспечение уплаты таможенных платежей. - М: Право и зкономика. - 2004

4. Свинуков В. Правовое обеспечение таможенного контроля. - М: Право и зкономика. - 2005

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты