|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Ввоз товаров в Республику БеларусьВвоз товаров в Республику Беларусь2 Ввоз товаров в Республику Беларусь Наша страна вынуждена с каждым годом все больше интегрироваться в мировую экономику. Соответственно вопросы порядка таможенного оформления товаров вызывают интерес у большей части представителей фирм и организаций. В то же время в средствах массовой информации много публикаций, которые посвящены отдельным вопросам таможенного регулирования. При этом количество публикаций, которые освещают всю последовательность операций, которые должен совершить субъект предпринимательской деятельности, например, при ввозе товаров в Республику Беларусь, незначительно. Настоящая статья призвана устранить имеющийся пробел. Рассмотрим порядок таможенного оформления товаров, ввозимых в нашу страну, используя конкретные примеры. Пример Наше предприятие, расположенное в г. Минске, намерено ввезти в Республику Беларусь из Польши иностранные товары. В связи с вышеизложенным прошу разъяснить: 1. Можно ли произвести таможенное оформление данных товаров (выпустить их в свободное обращение) в зоне деятельности пограничной таможни, т.е. на пункте таможенного оформления (далее - ПТО), находящемся в зоне деятельности Брестской таможни? 2. Если мы будем проводить таможенное оформление в зоне деятельности Минской региональной таможни, то какова процедура доставки этих товаров по территории страны на склад временного хранения (далее - СВХ), находящейся в зоне деятельности Минской региональной таможни? В соответствии с п. 2 ст. 65 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) таможенное оформление производится таможенным органом, в зоне оперативной деятельности которого находятся товары. Таким образом, в случае размещения товаров на складе временного хранения в зоне деятельности Брестской таможни вы можете произвести их таможенное оформление на ПТО Брестской таможни. Для доставки товаров на СВХ, расположенный в зоне деятельности Минской региональной таможни, товар следует поместить под таможенную процедуру транзита. Согласно ст. 105 ТК таможенной процедурой таможенного транзита является таможенная процедура, определяющая специальный порядок осуществления международной и внутриреспубликанской перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, между зонами таможенного контроля. Одним из основных условий помещения товаров под указанную таможенную процедуру (ст. 107 ТК) является предоставление обеспечения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, за исключением случаев, когда такого обеспечения не требуется (п. 2 ст. 113 ТК). В настоящее время не требуется предоставления обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в случаях, если: · перевозка товаров осуществляется железнодорожным транспортом (в том случае, когда разрешение на таможенный транзит выдается перевозчику); · перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком; · перевозка товаров осуществляется под таможенным сопровождением; · размер налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, составляет сумму, эквивалентную не более чем 60 базовым величинам; · товары перевозятся в сопровождении специального подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел, в сопровождении подразделения «Белтаможконвой» республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис»; · товары предназначены для официального использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, о чем Государственный таможенный комитет информирован Министерством иностранных дел или дипломатическим представительством, консульским учреждением иностранного государства; · товары предназначены для использования в культурных, научно-исследовательских целях, проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, обеспечения обороноспособности и государственной безопасности, переоснащения Вооруженных Сил, защиты Государственной границы Республики Беларусь, использования республиканскими органами государственного управления, о чем Государственный таможенный комитет информирован заинтересованным республиканским органом государственного управления; · товары перевозятся в международных почтовых отправлениях и их представление к таможенному оформлению для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита осуществляется национальным оператором почтовой связи; · товары являются сырьем, материалами, комплектующими, оборудованием, предназначенными для производства продукции (работ, услуг) собственного производства, продуктами их переработки, товарами, неизбежно образующимися при получении продуктов переработки, а также оборотной тарой, используемой для транспортировки указанных товаров, о получателях (отправителях - при вывозе указанной категории товаров), наименованиях и кодах таких товаров на уровне не менее первых четырех знаков в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь Государственный таможенный комитет информирован заинтересованным республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, и их представление к таможенному оформлению для помещения под процедуру таможенного транзита осуществляется резидентом Республики Беларусь; · товары имеют характер иностранной безвозмездной помощи и об их получателях (отправителях - при вывозе указанной категории товаров) Государственный таможенный комитет информирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь; · товары перемещаются из Калининградской области Российской Федерации в адрес получателей Республики Беларусь, и их представление к таможенному оформлению для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита осуществляется перевозчиками - резидентами Республики Беларусь, список которых доводится до Государственного таможенного комитета Министерством транспорта и коммуникаций; · товары представляются для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита лицом, обладающим статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности», либо по поручению такого лица таможенным агентом (представителем). Порядок ввоза и таможенного оформления товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых из Российской Федерации на таможенную территории Республики Беларусь, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2003 №869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» и постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20.09.2000 №55 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» (далее - Постановление №55). В соответствии с п. 1.2 Постановления №55 лицо, переместившее товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации, уведомляет таможенный орган об их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь путем представления таких товаров на СВХ, расположенных в зоне деятельности таможен, в которых зарегистрирован получатель. При этом товары должны быть доставлены на СВХ до их размещения на склад заявителя таможенного режима, получателя либо иного лица (кроме владельца СВХ). После прибытия в место доставки товар размещается в зоне таможенного контроля (как правило, доставка осуществляется на СВХ) (данное требование касается как ввоза товаров, находящихся под таможенным контролем, из Российской Федерации, так и ввоза товаров из третьих стран), после чего он может быть помещен под таможенный режим либо под таможенную процедуру временного хранения. Максимальный срок действия временного хранения (ст. 125 ТК) не может превышать 60 календарных дней. По истечении указанного срока товары, не помещенные под таможенный режим или под таможенную процедуру либо не снятые с таможенного контроля в связи с наступлением иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля (ст. 278 ТК), задерживаются таможенными органами. Для чего установлен такой срок временного хранения? Это время дается для того, чтобы декларант (в том числе и индивидуальный предприниматель) мог собрать необходимый пакет документов для помещения товаров под соответствующий таможенный режим, скопить необходимую сумму средств для уплаты платежей, подготовить таможенную декларацию и т.д. Однако в том случае, если декларант к моменту размещения товаров на СВХ уплатил таможенные платежи, составил таможенную декларацию, имеет необходимые документы для помещения товаров под таможенный режим, он вправе сразу же заявить необходимый таможенный режим, не помещая товар под таможенную процедуру временного хранения. Пример Наше предприятие впервые собирается начать внешнеэкономическую деятельность. Мы уже заключили договор и хотим собственным транспортом ввезти товар и разместить его на СВХ. Каким образом в данной ситуации заполняется уведомление о размещении товара на СВХ? Кто должен «растомаживать» товар: наше предприятие либо эту процедуру можно поручить каким-либо специалистам? Какие документы следует представить в таможню для помещения товара под таможенный режим свободного обращения? После размещения товаров на СВХ лицо, в фактическом ведении которого находятся данные товары, представляет уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля (порядок заполнения уведомления прилагается). УВЕДОМЛЕНИЕ о размещении товаров в зоне таможенного контроля №1405
Представление товаров к таможенному оформлению может осуществлять как непосредственно само предприятие, которое заключило соответствующую внешнеэкономическую сделку и ввезло товар, так и по его поручению и от его имени таможенные агенты (юридические лица (в том числе и негосударственной формы собственности), которые получили соответствующую лицензию Государственного таможенного комитета Республики Беларусь). Отношения таможенного агента (представителя) с декларантами (под которыми в ст. 8 Таможенного кодекса понимаются индивидуальные предприниматели и частные унитарные предприятия, которые импортировали товары и помещают их под таможенный режим свободного обращения) и другими заинтересованными лицами строятся на основе договора поручения. Исчерпывающий перечень документов, представляемых таможенным органам при помещении товаров под таможенный режим или таможенную процедуру определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2007 №863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» (далее - Постановление №863). Постановлением №863 оговорено, что для помещения товаров под таможенный режим свободного обращения декларант обязан предоставить в таможенный орган следующие документы: 1) таможенные документы (к ним относятся: таможенная декларация; декларация таможенной стоимости; предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД; предварительное решение о стране происхождения товара; таможенный приходный ордер; корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей; расчет акцизов; подтверждение о приобретении акцизных марок; документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства; решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 25 ТК, заявление о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения до представления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (для индивидуальных предпринимателей, обладающих статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»); 2) коммерческие документы (к ним относятся: договор международной купли-продажи или иной договор, заключенный при совершении внешнеэкономической сделки, в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, отражающие содержание таких сделок; счет-фактура (инвойс); упаковочный лист; отгрузочный лист; счет-проформа; спецификация; опись товаров); 3) транспортные (перевозочные) документы (к ним относятся: коносамент; железнодорожная накладная; международная товарно-транспортная накладная CMR, если законодательством в области транспорта предусмотрено наличие такой накладной; авиатранспортная накладная); 4) иные документы (под ними понимаются разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического и неэкономического характера, в соответствии с актами законодательства; документы, удостоверяющие соответствие товаров требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, - в отношении товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; сертификат о происхождении товара (согласно форме «А»; форме СТ-1; общей форме; иной форме, предусмотренной законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь); иные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара от изготовителя, продавца или отправителя товара, устанавливаемые Государственным таможенным комитетом; банковская гарантия; договор поручительства; договор залога; документы, в соответствии с которыми денежные средства внесены на текущий (расчетный) счет таможни, формы которых установлены банковским законодательством; документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, формы которых установлены банковским законодательством; таможенный документ, свидетельствующий о том, что товары ранее были помещены под таможенный режим либо таможенную процедуру, паспорт сделки); 5) документы, подтверждающие сведения о декларанте (к ним относятся: свидетельство о государственной регистрации; извещение о присвоении учетного номера плательщика); 6) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, установленные актами законодательства; 7) документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный метод определения таможенной стоимости, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом; 8) документы, подтверждающие сведения о товаре, на основании которых была осуществлена классификация товара в соответствии с ТН ВЭД; 9) документы, подтверждающие сведения о таможенном агенте (к ним относятся: разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в области таможенного дела; договор поручения на совершение таможенных операций; документы, подтверждающие полномочия лица на совершение таможенных операций); 10) документы, подтверждающие полномочия физического лица на совершение таможенных операций (т.е. паспорт лица, совершающего таможенные операции, либо вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, водительское удостоверение, военный билет, служебное удостоверение этого лица, свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если этот индивидуальный предприниматель лично осуществляет свои полномочия; удостоверение руководителя коммерческой (некоммерческой) организации либо иной документ, подтверждающий статус руководителя (приказ о назначении на должность руководителя либо выписка из решения общего собрания, правления или иного вышестоящего органа управления этой организацией, в компетенции которого находится вопрос о назначении руководителя, либо трудовой договор (контракт), либо гражданско-правовой договор); доверенность, оформленная в соответствии с общими требованиями гражданского законодательства, либо решение суда, акт государственного органа, приказ о назначении на должность и (или) предоставлении полномочий, путевой лист либо товарно-транспортная накладная, содержащие сведения о водителе, если таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенные процедуры таможенного транзита либо временного хранения товаров, совершаются водителем, выписка из трудового договора (контракта), договор об оказании услуг, другие документы в соответствии с гражданским и трудовым законодательством; квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, если таможенные операции совершаются в соответствии с договором поручения на совершение таких операций уполномоченным должностным лицом таможенного агента (представителя)); 11) документы, позволяющие идентифицировать товар. Пример У нашего предприятия в связи с финансовыми затруднениями отсутствуют денежные средства для уплаты таможенных платежей. Может ли нам быть предоставлена отсрочка уплаты таможенной пошлины на срок до 2-х месяцев? Какова процедура ее получения? Да, может при условии выполнения требований ТК. Так, ст. 256, 257 ТК установлено, что отсрочка уплаты таможенных платежей предоставляется организации или индивидуальному предпринимателю при условии обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей по следующим основаниям: · при причинении этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; · при задержке этому лицу финансирования из республиканского или местных бюджетов или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ; · если товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче; · при осуществлении лицом поставок по международным договорам Республики Беларусь; · если товары, перемещаемые через таможенную границу, являются посадочным или посевным материалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной техникой, товарами для кормления животных, сырьем, а также материалами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием и запасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Для получения отсрочки и (или) рассрочки индивидуальный предприниматель обязан обратиться в таможенный орган с письменным заявлением. Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей принимается начальником (заместителем начальника) таможни в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей. Следует обратить внимание, что за предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты, начисляемые на суммы таможенных платежей в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты таможенных платежей, за каждый день пользования отсрочкой и (или) рассрочкой. Пример Таможенный агент сообщил, что товар поступающий в наш адрес, подлежит обязательной сертификации. Каковы особенности производства таможенного оформления такой продукции? Особенности порядка таможенного оформления товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2007 №861 «Об особенностях помещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению их соответствия» (далее - Постановление №861). Поэтому если импортируемые товары попадают в перечни, утвержденные Постановлением №55, то одновременно с представлением декларации декларант обязан представить в таможенный орган: · 2 копии сертификата соответствия, выданного аккредитованным органом по сертификации на товары, подлежащие обязательной сертификации; · либо 2 копии декларации о соответствии, оформленной получателем товара и зарегистрированной в соответствующем органе по сертификации, на товары, подлежащие декларированию их соответствия, или 2 копии сертификата соответствия на эти товары, выданного органом по сертификации; · либо заключение Государственного комитета по стандартизации (аккредитованного органа по сертификации) о том, что получателю товаров не требуется представлять в таможенный орган сертификат соответствия или декларацию о соответствии. Отметим, что Постановление №861 определило следующие товары, которые не подлежат обязательному подтверждению соответствия: · автотранспортные средства, ввозимые для нужд Министерства обороны; · бывшие в эксплуатации (потреблении), за исключением средств связи, служебного и гражданского оружия, боеприпасов к нему, конструктивно сходных с оружием изделий, а также игрового оборудования, применяемого для организации и проведения азартных игр; · ввозимые в целях переработки, хранения либо подлежащие уничтожению, таможенное оформление которых осуществляется в порядке, предусмотренном ТК; · ввозимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в качестве комплектующих изделий, материалов и сырья (кроме кормовых белоксодержащих добавок, сахара белого тростникового или свекловичного, коньячного, плодового и этилового спирта из пищевого сырья, составных спиртовых полуфабрикатов для производства алкогольных напитков) для использования в собственном производстве товаров при наличии документов, подтверждающих соответствие таких товаров требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; · ввозимые для использования дипломатическими или консульскими представительствами иностранных государств, представительствами международных организаций или предназначенные исключительно для обеспечения деятельности представительств иностранных организаций, расположенных на территории Республики Беларусь; · ввозимые для использования при проведении спортивных мероприятий (соревнования, сборы, охота, спортивное рыболовство); · ввозимые в качестве образцов, экспонатов и рекламных материалов для проведения выставок, ярмарок, рекламных акций; · ввозимые в качестве проб и образцов для проведения испытаний в целях подтверждения соответствия товаров требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации при условии представления должностному лицу таможенного органа лицом, перемещающим такие товары, копии договора с аккредитованным органом по сертификации или письма такого органа о проведении испытаний этих товаров, подтверждающих необходимое для этих целей (испытаний, исследований) количество (вес, объем) таких товаров; · ввозимые в качестве составных частей технологического оборудования и устройств, на которые документы, подтверждающие их соответствие, могут быть выданы только по результатам испытаний; · ввозимые в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором (кроме служебного и гражданского оружия, боеприпасов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий), исключительно для собственного использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в том числе для исследования, изучения и испытаний); · ввозимые в качестве сырья, материалов и комплектующих для выполнения заказов зарубежных организаций по изготовлению продукции в соответствии с заключенными договорами, не предназначенной для реализации на территории Республики Беларусь; · ввозимые для использования в научно-исследовательских целях; · временно ввозимые (кроме товаров, ввозимых по внешнеторговым договорам финансового лизинга); · драгоценные металлы в виде банковских и мерных слитков, изготовители которых включены в списки Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов или участников Лондонского рынка платины и палладия, при наличии подтверждающих документов. И в заключение следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 67 ТК производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления, если иное не установлено ТК и (или) актами Президента Республики Беларусь. Указанный срок включает срок проведения операций таможенного контроля. Таким образом, выдача свидетельств о помещении товаров под таможенный режим таможенными органами производится оперативно. Список использованных источников Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) Минск «Беларусь» 2004 г. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. №204-З. Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, №17, рег. №2/1301 от 11.01.2007). Юридическая база «ЮСИАС» 2008 г. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004 г. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып. 1: Развитие таможенного дела в России / Науч. Ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001. Основы таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА, 2002. Таможенное право Республики Беларусь. Черевченко Н.В.; 2007 г., 300 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |