|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности отдельных видов перевозок в Республике КазахстанОсобенности отдельных видов перевозок в Республике КазахстанКарагандинский экономический университет Казпотребсоюза Курсовая работа на тему: «Особенности отдельных видов перевозок в республике Казахстан» подготовила: Принял: Левичев А.С. Караганда 2006 г. план Введение Глава I Понятие договора перевозки 1.1.Обязаности перевозчика. 1.2. Права и обязанности пассажира. ГлаваII Отдельные виды перевозок. 1. Перевозка транспортом пассажиров 2. Дого-вор фрахтования (чартера 3 Перевозка железнодорожным транспортом. 4 Перевозка речным транспортом 5.договор перевозки груза Заключение. Литература Ведение Слово "транспорт" имеет много значений. С одной сто-роны под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением перемещение людей и вещей в пространстве, что определя-ет его в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транс-порт" понимается особая отрасль производства. Транспорт призван своевременно и качественно обеспечи-вать во внутренних и в международных сообщениях потреб-ности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность госу-дарства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятель-ности. Государство осуществляет контроль за деятельностью транспорта, развитием его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе госу-дарственных нужд. Магистральные виды транспорта относятся к естественной монополии, что определяет особые условия их развития и фун-кционирования. Отличительная экономическая особенность транспорта состоит в том, что он не создает каких-либо материальных объекта обеспечивает их перемещение в пространстве. Пере-возка людей и вещей рассматривается как продукция транс-портного производства. Транспортные услуги включают в себя две составляющие: 1) транслокацию, то есть перемещение с одного места в дру-гое и 2) транспортно-экспедиционное обслуживание. Отсюда транспорт - это: пути сообщения, перевозочные средства (подвижной состав, суда, самолеты), средства тяги и терми-налы. Говоря о транспортных услугах можно выделить следую-щие части: перевозочную; стивидорную, то есть осуществ-ление погрузочно-разгрузочных операций; тальманскую - про-дажу услуг, счета грузов; складскую - торговлю услугами хранения грузов, а также реализацию других вспомогатель-ных сопутствующих услуг (например, тары и упаковки, сорти-ровки грузов и т.д.). Согласно ст. 1 Закона РК "О транспорте в Республике Ка-захстан" от 21 сентября 1994 г. "транспорт Республики Казах-стан - это зарегистрированный на ее территории железнодо-рожный, автомобильный, морской, внутренний водный, го-родской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистраль-ный трубопроводный транспорт". В отличие от прежнего законодательства (ст. 364 ГК КазССР), которое исключало применение положений главы 34 «Перевозка» к электрическому транспорту, в том числе мет-рополитену, ГК РК общие условия всех перевозок переводит на гражданско-правовое регулирование, предусмотренное главой 34 (ст.ст. 688-707 ГК). Исключением является магистральный трубопроводный транспорт, который признается транспортом только в эконо-мическом отношении. Его продукция (газ или нефть) оформ-ляется не договором перевозки, а договорами купли-прода-жи или поставки. Специфика транспортировки по газо- и неф-тепроводам не дает основания относить эту транспортировку перевозкам. Правовая природа обязательств, возникающих при перемещении газа и нефти (и некоторых других продуктов; по трубопроводу, имеет иной характер, чем перевозка, именно: здесь совмещаются обязательства по передаче имущества и по оказанию услуг (транспортировка, хранение). Надо также отметить, что почтовые перевозки самостоя-тельно не регулируются ГК, их регламентация будет осуществляться в законодательных актах о транспорте или вытекаю-щих из них правилах. В главе 34 ГК международные перевозки грузов, пассажи-ров и багажа также не упоминаются. 2. Согласно ст. 3 ГК и п.2 ст. 688 ГК наряду с нормами гражданского права действуют законодательные акты о транс-порте, иные законодательные акты и изданные в соответствии с ними правила. Таким образом, предусмотрен принцип: об-щие условия перевозки регулируются совокупностью норма-тивных актов, образующих в целом систему транспортного законодательства. Она складывается из: а) норм общего за-конодательства, определяющих наиболее важные вопросы правового регулирования транспорта, независимо от видов транспорта и б) норм специального транспортного законода-тельства. К числу общего законодательства относятся, в первую оче-редь, нормы гражданского, а также нормы административно-го, финансового, налогового, процессуального права. Так, например, ГК устанавливает ответственность сторон по пере-возкам, разрешает вопросы исковой давности и т.д. Согласно п. 2 ст. 3 ГК норма гражданского права, содер-жащаяся в иных законах, должна соответствовать ГК1. Специальное транспортное законодательство на основании п. 2 ст. 3 ГК не должно противоречить гражданскому законо-дательству, в случае коллизии приоритет имеет ГК. Систему специального транспортного законодательства составляют: 1) законодательные акты о транспорте; иные законодательные акты; изданные в соответствии с законодательными актами пра-вила. Законодательными актами о транспорте сегодня являются: - Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сен-тября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 27 января 1996 г., 8 декабря 1998г., 24 декабря 2001 г.); Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации Рес-3«блики Казахстан" от 20 декабря 1995 г. (с изменениями и до-полнениями от 16 января 2002 г.); _ Закон РК «О торговом мореплавании» от 17 января 2002 г.; _ Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 8 де-кабря 2001 г.; Закон РК «О государственном регулировании гражданской авиации» от 15 декабря 2001 г.; Устав автомобильного транспорта Казахской ССР, утвер-жденный постановлением Совета Министров Казахской ССР Устав внутреннего водного транспорта СССР от 15 ок-тября 1955 г. (этот Устав применяется в части, не противоре-чащей нормам, содержащимся в главе 34 ГК «Перевозка»). Большой нормативный материал составляют Указы Прези-дента, постановления Правительства РК по отдельным вопро-сам перевозок, тарифы, приказы и инструкции Министерства транспорта и коммуникаций РК, правила. Они не ограничивают-ся сферой действия, охватывающей работников данной отрас-ли транспорта, но предусматривает также правила общего характера. Важную роль в деле регулирования перевозок иг-рают постановления Пленума Верховного суда РК. Согласно ст. 2 Закона о транспорте отношения, связанные с деятельностью транспорта, также регулируются транспор-тными кодексами, другими законодательными и нормативными актами РК. Глава I Понятие договора перевозки. Транспорт образует самостоятельную сферу экономической де-ятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключа-ется в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии по-требности в территориальном перемещении объектов или людей с по-мощью транспортных средств. Транспорт -- одна из самых высокомонополизированных отрас-лей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще облада-ют естественной монополией (железнодорожный транспорт). В связи с этим необходимы нормы, регулирующие отношения перевозки таким образом, чтобы были в полной мере защищены интересы участников данных правоотношений. Основными нормативными документами, регулирующими отно-шения по перевозке, являются Гражданский кодекс РК, Закон респуб-лики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» от 21. 09. 1994г. а также специфические законы, регулирующие перевозку от-дельными видами транспорта. Гражданский кодекс Республики Казахстан определяет понятия договоров перевозки грузов, пассажиров, а также договора фрахтова-ния, организации перевозок, перевозок в прямом смешанном сообщении, транспортом общего пользования ( ст.ст. 689-695 ГК РК). Договор перевозки - это такой договор, в котором одна сторона, перевозчик, обязуется в срок доставить вверенный груз' пассажира, багаж, почту в пункт назначения а другая сторона клиент, обязуется оплатить вознаграждение оказанные транспортные услуги (внести провозную плату). Договор перевозки является реальным, взаимным, возмездным, договором. Элементы договора перевозки. Сторонами договора перевозки с одной стороны является пере-возчик, а с другой - клиент. Перевозчиками могут быть юридические или физические лица, владеющие транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющие на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в уста-новленном порядке. Транспортом Республики Казахстан является за-регистрированный на ее территории железнодорожный, автомобиль-ный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электриче-ский, а также находящийся на территории Республики Казахстан маги-стральный трубопроводный транспорт. Клиентами являются грузоотправитель, грузополучатель, пасса-жир, фрахтовщик или фрахтователь. Хотя грузополучатель и не за-ключает договор с перевозчиком, но он как третье лицо наделен опре-деленными правами и обязанностями по договору перевозки, заклю-ченному грузоотправителем. Предметом договора перевозки являются услуги по доставке гру-за, пассажира, багажа, почты. Срок договора перевозки -- это промежуток времени, в течение которого груз пассажир, багаж, почта должны быть доставлены в пункт назначения. В соответствии со ст.698 ГК перевозчик обязан дос-тавить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков -- в разумный срок. В ряде случаев (например, в автомобильных перевозках) сроки достав-ки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии -- обычно принятыми сроками. При прямых смешанных перевозках сроки дос-тавки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основа-нии правил, действующих на соответствующих видах транспорта Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного! yа доставки. Цена договора перевозки - плата, взимаемая за оказанные ус Работы и услуги, выполняемые по требованию грузовладельца не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению стор0 ' Форма договора перевозки зависит от характера перевозки и в» транспорта, и договор может заключаться в письменной ' груза, багажа) и устной (перевозка пассажира).- В соответствии со ст. 688 ГК перевозка грузов, пасса-жиров и багажа производится на основании договора перевоз-ки. Экономической целью перевозки является, как правило, потребность в перемещении грузов и людей, их транслокация из одного места в другое. Эти отношения транспортных орга-низаций, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, складывающиеся при осуществлении перевозок, основаны на договоре перевозки и регулируются этим договором. В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечис-ляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об орга-низации перевозок (ст. 692); договоры между транспортны-ми организациями (узловые соглашения, договоры на центра-лизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор пря-мого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695). Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся пра-вового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения. ГК предусматривает виды договоров перевозки, опреде-ляя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подраз-деляются на реальные и консенсуальные. По предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объек-том реального договора является конкретный груз, а объек-том консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства). По субъективному составу различаются: договор перевозки пассажиров, где контрагентом перевозчика является пассажир; договор перевозки груза - контрагентом перевозчика являет-ся грузоотправитель; договор об организации работы по обес-печению перевозок - контрагентом являются транспортные организации. Исходя из цели, к договорам перевозки можно отнести: а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки; б)договоры, направленные на обеспечение перевозок гру-зов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие); в) договоры, предусматривающие целью доставку гру3ов По форме договоры перевозки дифференцируются в договоры, оформленные транспортной накладной или коно-саментом; договоры в виде конклюдентных действий (приня-тие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, не-посредственное приобретение билетов в пассажирских транс-портных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке. 4. Предусмотренный ст. 689 ГК договор перевозки груза является реальным, взаимным, срочным и возмездным договором, заключенным в письменной форме. Он является реальным, поскольку договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Одна-ко законодательство предусматривает и заключение консенсуальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсуальными, когда перевозчик обязуется доставить груз, кото-рый ему передал или передает отправитель. Согласно ст. 10 Закона о железнодорожном транспорте договор перевозки груза является срочным договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу. Согласно ст. 10 Закона о транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой поли-тики государства либо как средство преодоления монополис-тической деятельности в сфере транспорта могут устанавли-ваться регулируемые тарифы (единые в пределах государ-ства) в порядке, определяемом Правительством РК. В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" вза-мен "транспортной организации", под которой понималась спе-циализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта. В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эво-люцию. Такой процесс происходил и в законодательстве за-рубежных государств. Например, по англо-саксонскому, фран-цузскому и немецкому праву только собственник транспорт-ного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терми-нология частично изменилась. Как во французском, так и в не-мецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транс-портных средств, но они фрахтовали их у других судовладель-цев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок. В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "пе-ревозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносамен-тах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрах-тователь, который заключает договор перевозки с отправи-телем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчиком независимо от того, принадлежит ли транспортное сред-ство ему на праве собственности либо он пользуется транс-портным средством на основе иного правового титула. Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соот-ветствует термину, применяемому в международном транс-портном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа. Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт-ным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажи-ров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выдан-ное в установленном порядке. На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа. Так, Закон РК «О государственном регулировании граждан-ской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельнос-ти: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспор-том; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому об-служиванию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовская деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что отдельные виды деятельности на железнодорожном транс-порте осуществляются на основе лицензии (ст. 10). Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постанов-ления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно к конкретным видам транспорта действу-ют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензи-рования международных перевозок пассажиров и грузов, опас-ных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовской деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пас-сажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации». Выдача лицензии на осуществление деятельности по пере-возке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Рес-публики Казахстан. Субъектами лицензирования являются граждане, юридичес-кие лица Республики Казахстан, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международ-ные организации. Указом Президента РК «Об использовании воздушного про-странства и деятельности авиации» наравне с понятием «пере-возчик» введено понятие «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» - физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вмес-тимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей. В Законе РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» предусматриваются следующие виды перевоз-чиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегист-рированный в РК и имеющий лицензию эксплуатанта и лицен-зию на осуществление международных и (или) внутренних воз-душных перевозок. Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флаг-манский перевозчик РК определяется Правительством респуб-лики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации меж-дународных авиамаршрутов. Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фак-тический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспор-тного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, аренду-ющий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без эки-пажа (бербоут-чартер). В советской транспортно-правовой литературе многие счи-тали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоя-щее время не соответствует законодательству РК. Конвен-ция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности. Таким образом, перевозчик - это не обязательно транс-портное предприятие, имеющее основной целью своей дея-тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж-данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс-кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана. Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон-трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе-ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то-варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре-дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не-зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом. Получателем является лицо, уполномоченное на получе-ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк-те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу-чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по-лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соответствует кон-струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра-во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК). 5. В транспортное законодательство впервые введен но-вый способ обеспечения исполнения обязательства - право удержания. Согласно п. 4 ст. 697 ГК перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей (ст. 292 ГК), если иное не установлено законода-тельством, договором перевозки или не вытекает из суще-ства обязательства. Таким образом, под правом удержания подразумевается право перевозчика как владельца чужой вещи не выдавать ее получателю до исполнения причитающейся ему провозной платы и других платежей. Данное право распространяется только на одно условие договора, а именно -обязанность по оплате про-возной платы и других платежей, вытекающей из договора перевозки'. Согласно ст. 95 Закона РК «О торговом мореплавании» перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или пре-доставления обеспечения даже в случаях сдачи груза на хра-нение на склад, не принадлежащий получателю, но только при условии немедленного уведомления владельцев склада об этом. ГК впервые предусматривает основные формы транс-портной документации. Обязательность документации пере-возок объясняется не только их массовым характером, но так же необходимостью учета и контроля за транспортными опе-рациями. Технические и экономические особенности отдель-ных видов транспорта в значительной степени влияют на со-держание перевозочных документов. ГК называет некоторые из них: в частности, транспортную накладную, коносамент, то-варно-транспортную накладную. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, законодательные акты могут предусмотреть и иные виды перевозочных документов. Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК). Из легального определения договора перевозки пассажи-ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд-ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК). Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак-лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре-деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи-тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со-став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет. В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква-лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен-ным фактом занятия места, как это принято на городском транс-порте или путем совершения конклюдентного действия (опус-кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со-гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс-портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо-ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя-зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах). Письменной формой договора перевозки пассажира явля-ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива-ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс-порта устанавливается законом, а не решениями местных ис-полнительных органов, как это было раньше. Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе-еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса-жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель-стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите-лей", и изданными на основании их правовыми актами. Несколько иное положение у пассажира при круизных пе-ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере-возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест-вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса-жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла-вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак-тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ-ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно-стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе-ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля-ется солидарной. Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе-ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс-портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра-ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд-на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от-хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про-езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио-нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. 1.1.Обязанности перевозчика: 1. При системе заявок (заказов) грузоотправителей утвердить план 5. Доставить груз (пассажира) в срок в пункт назначения. Требу-ется не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохран-ности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно.. Произвести разгрузочные работы в установленные законодательством или договором сроки, не допуская сверхнорма, Очистить транспортное средство от остатков груза и снять с 1.2Права и обязанности пассажира: Пассажир обязан: 1) предъявить документ, удостоверяющий личность, при при-обретении проездного документа, при посадке в транспорт-ное средство и проверке в пути следования, за исключением проезда в на транспорте городского и пригородного сооб-щения; иметь проездной документ; соблюдать общественный порядок, правила пользования Пассажир имеет право: осуществлять поездки на любом транспорте; приобрести проездной документ до станции назначения по получить место согласно приобретенному проездному документу; транспортное средство при приемке груза к перевозке, а также несоответствие оттисков пломб оттискам, указаный в сопроводительных документах и другие обстоятельства) При наличии данных признаков грузоотправитель имеет право требовать от перевозчика сдачи груза с его проверь и выдачи коммерческого акта с отражением результатов проверки. Коммерческий акт является основанием предъявления к перевозчику требований, связанных с утратой, повреждением и порчей принятого к перевозке груза, происшеших по вине перевозчика. Срок исковой давности по данным требованиям к перевозчику составляет один год. провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до семи лет, если он не занимает отдельного места и с оплатой 50% стоимости билета, если такому ребенку предоставляет- ся отдельное место или если он не достиг возраста 15 лет, за провозить бесплатно ручную кладь в пределах норм и габа- сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу; возвратить проездной документ до начала перевозки и по- Пассажир имеет и иные права и несет иные обязанности, преду-смотренные законодательством Республики Казахстан.Осуществление перевозки различными видами транспорта имеет свои специфические особенности, и отношения по перевозки регули-руются дополнительно определенными нормативными документами. ГлаваII Отдельные виды перевозок. 1. Перевозка транспортом пассажиров Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК). Из легального определения договора перевозки пассажи-ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд-ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК). Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак-лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре-деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи-тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со-став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет. В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква-лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен-ным фактом занятия места, как это принято на городском транс-порте или путем совершения конклюдентного действия (опус-кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со-гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс-портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо-ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя-зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах). Письменной формой договора перевозки пассажира явля-ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива-ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс-порта устанавливается законом, а не решениями местных ис-полнительных органов, как это было раньше. Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе-еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса-жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель-стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите-лей", и изданными на основании их правовыми актами. Несколько иное положение у пассажира при круизных пе-ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере-возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест-вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса-жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла-вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак-тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ-ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно-стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе-ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля-ется солидарной. Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе-ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс-портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра-ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд-на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от-хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про-езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио-нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Морское законодательство РК предусматривает случаи отказа от исполнения договора перевозчиком, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением условий догово-ра. Так, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств: 1) военных или иных дей-ствий, создающих угрозу захвата судна; 2) блокады порта (пун-кта) отправления или порта (пункта) назначения; 3) привлечения судна для государственных нужд; 4) гибели судна или его зах-вата; 5) признания судна непригодным для плавания; 6) чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Рес-публики Казахстан. Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки, при наступлении вышеназванных обстоятельств обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт (пункт) отправления или возместить пассажиру понесенные им расходы (ст. 114 Закона). Договор пассажирской перевозки является возмездным, оплата осуществляется на основании соглашения или тарифа. Лица, которые в виде исключения имеют право на бесплатный проезд, не могут рассматриваться как участники договора; они - пассажиры, право которых на проезд обусловлено не дого-вором с перевозчиком, а законодательством, предписываю-щим перевозчику перевозить их бесплатно или предоставлять им иные льготы по оплате проезда. В этих случаях расходы транспорта возмещаются за счет источников финансирования, которые определяются органами, устанавливающими льготы на транспортные услуги (ст.13 Закона «О транспорте в РК»). Законом РК «О торговом мореплавании» впервые опреде-ляются периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира. Пассажир, ожидающий посадку на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении, еще не вступил в стадию перевозки и, возможно, не вступит, если откажется от поездки или рейс не состоится по причинам, от него не зависящим. Следовательно, перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находился на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении (п. 2 ст. 113 Закона). На основании ст. 113 Закона «О торговом мореплавании» перевозка пассажира и багажа включает в себя следующие периоды: 1) в отношении пассажира и его каютного багажа -период посадки, высадки и нахождения пассажира, а также каютного багажа на борту судна. В перевозку пассажира и багажа включается период доставки морским путем с берега на судно, либо наоборот, если ее стоимость включена в сто-имость билета или если судно для вспомогательной перевозки предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком; 2) в отношении каютного багажа, сдаваемого пассажиром для доставки на судно или на причал (вокзал) в порту (пункте) на-значения, - период с момента принятия каютного багажа пе-ревозчиком, его работником или агентом до его выдачи на борту судна или в порту (пункте) назначения; 3) в отношении багажа - период с момента принятия багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи багажа пассажиру или упомянутому на по-лучение багажа лицу. В ГК пассажиру как стороне в договоре предоставлен ряд прав: перевозить детей с собой бесплатно или на иных льгот-ных условиях; перевозить бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 112 Закона РК «О торговом мореплавании», ст. 67 Закона РК «О железнодорожном транспорте», ст. 13 Закона РК «О транспорте в РК»). Договор перевозки багажа является двусторонним и воз-мездным, в любом случае он квалифицируется как реальный, поскольку считается заключенным с момента передачи багажа перевозчику с одновременной выдачей пассажиру багажной квитанции. Договор этот следует считать акцессорным при-менительно к договору пассажирской перевозки, так как он может быть заключен лишь при наличии у гражданина проезд-ного билета. Этой особенностью данный договор отличается от договора грузобагажа, по которому гражданин может сдать личные вещи к перевозке, даже не будучи пассажиром. Ответственность перевозчика за перевозку багажа и пасса-жира имеет существенные различия, кроме того, при пере-возках сверх установленной бесплатной нормы провоза бага-жа может выдаваться отдельная багажная квитанция. Пасса-жир (отправитель) при сдаче багажа, грузобагажа обязан объявить их ценность (ст. 68 Закона РК «О железнодорож-ном транспорте»). 2. Договор фрахтования (чартера) В ГК закреплен новый вид договора перевозки - дого-вор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом тор-гового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевоз-ки, который подразделялся на договоры: 1) с условием пре-доставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54она РК «О торговом мореплавании»). Ст. 691 ГК гласит: по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Морское законодательство РК предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна с экипа-жем (тайм-чартер) (ст.ст. 124-132 Закона «О торговом мо-реплавании») и договор фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) (ст.ст. 133-143 Закона «О торговом мореплава-нии»). Договор фрахтования - это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор. Сторонами этого договора являются рахтовщик и фрахтователь. Фрах-товщик - это сторона, предоставляющая транспортное сред-ство на определенный срок для перевозки. Причем зафрах-тованные транспортные средства должны использоваться для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Исходя из этого, стан-дартные проформы чартера построены с учетом того, что на транспортном средстве будет осуществляться перевозка. Этот эксплутационный признак отличает договор фрахтования от договора имущественного найма. Фрахтователь - это лицо (физическое или юридическое), имеющее потребность в перевозках пассажиров, багажа и грузов. Он фрахтует всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств, оплачивает установленную договором сумму. Целью договора является перевозка пас-сажиров, багажа и грузов. Тарифы на договор фрахтования (чартера) не действуют, а применяется договорная цена. Сле-дует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тари-фах на перевозки, а о размере платы за фрахтование (чар-тер) транспортных средств. Договор фрахтования (чартера) является консенсуальной разновидностью договора перевозки, так как его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распоряжаться грузом. В числе документов, удостоверяющих договор перевоз-ки, перечисленных в п. 2 ст. 689 ГК, договор фрахтования (чар-тера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрах-тования, а также форма договора и его виды устанавливаются законодательными актами о транспорте. Требует ответа воп-Рос: какими нормами законодательства следует руководствоваться при заключении договора фрахтования (чартера). От-вет на этот вопрос содержится в главе 29 "Имущественный наём (аренда)" ГК и прежде всего в параграфе 5 "Аренда транспортных средств" с предоставлением услуг по управле-нию и фактической эксплуатации. Но ГК в этом случае, регули-руя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает фрахтование на один или несколько рейсов. Согласно ст. 591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного сред-ства. Статьи 125 и 134 Закона «О торговом мореплавании» пре-дусматривают, что в случае, если тайм-чартером не предус-мотрено иное, фрахтователь имеет право заключить от свое-го имени субтайм-чартер или суббоут-чартер. Таким образом, специфика чартерной перевозки заключа-ется в том, что перевозчик не получает от пассажира (грузо-отправителя) никакого вознаграждения. Выдача перевозочно-го документа на чартерный рейс специально сопровождается отметкой на нем об отсутствии какой-либо оплаты. В данном случае пассажир (грузоотправитель) оплачивает весь пакет услуг фрахтователю. В стоимость пакета входят как перевоз-ка, так и ряд других услуг (скажем, гостиница, питание и т.п.). Поэтому возврата каких-либо сумм пассажир может требо-вать лишь от фрахтователя, который оплачивает рейс или часть вместимости транспортного средства. В этом и заключается экономическая суть чартера. Отсюда следует вывод, что перевозочные отношения воз-никают между фрахтователем и пассажиром (грузоотправи-телем). Наличие договора перевозки дает основания привлечь фрахтовщика к ответственности и одновременно дает возмож-ность перевозчику использовать транспортное законодательст-во. Вот почему статья Указа Президента РК "Об использова-нии воздушного пространства и деятельности авиации Респуб-лики Казахстан" предусматривает, что осуществление чартер-ных воздушных перевозок регулируется этим законом. 9. В отличие от прежнего новый ГК не содержит нормы о транспортном планировании. Ныне планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно правовой характер. Вместо обязательных норм плана перевозок в ст. 692 ГК предусмотрено заключение на всех видах транс-3 та длящихся договоров об организации перевозок, когда есть необходимость осуществления систематических перевозок По договору организации перевозок перевозчик обязу-ется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель -предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок определяются объе-мы, сроки, качество перевозок и другие условия предостав-ления транспортных средств и предъявления грузов для их пе-ревозки, а также иные условия организации перевозок, не пре-дусмотренные законодательными актами. Эти договоры упорядочивают отношения сторон по оказа-нию разнообразных транспортных услуг и создают необходи-мые и достаточные предпосылки для вступления его участни-ков в перевозочные договоры имущественного характера, в частности, конкретные договоры перевозки грузов. Условия перевозок грузов, согласованные в длительном договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в до-говор перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином. В случае, если условия договора перевозки груза противоречат условиям длительного договора об организа-ции перевозок грузов, применяются условия договора пере-возки груза. Согласно п. 3 ст. 56 Закона «О торговом море-плавании» условия длительного договора об организации мор-ских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не явля-ются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем. К длящимся договорам относятся: навигационные догово-ры на внутреннем речном и длительные - на морском транс-порте; специальные договоры на воздушном транспорте; го-довые договоры - на автомобильном транспорте. На основа-нии этих длящихся договоров на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте подаются заявки (за-казы) на перевозку грузов, в которых имеются сведения о транспортных потребностях в осуществлении перевозок. 10. В статье 693 ГК определены формы взаимоотношений между самими транспортными организациями, которые теперь называются договорами по обеспечению перевозок грузов, такими договорами являются узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие. Например, на практике до сих пор применяются "Правила централи-зованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом. 3 Перевозка железнодорожным транспортом. Отношения по перевозкам грузов железнодорожным транспортом регулируются Законом «О железнодорожном транспорте» от я 12 2001г. и Временным Уставом железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.01.1996г. Грузоотправитель и грузополучатель обязаны обеспечить перевозку отдельных видов грузов в сопровождении своих представителей (проводников), если это предусмотрено Временным Уставом Желез-ных дорог. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью на же-лезнодорожном транспорте обеспечивается органами внутренних дел. Договор оформляется накладной, которая является основным пе-ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его сле-дования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название -- грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обяза-тельной письменной формой договора; б) доказывает факт заключе-ния договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, выте-кающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведе-ний. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений. Договор считается заключенным с момента выдачи грузоотправи-телю квитанции о приеме груза на основании железнодорожной на-кладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую от-метку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправите-лю грузовую квитанцию. Квитанция имеет доказательственное значе-ние в отношении факта заключения договора перевозки и служит ос-нованием для предъявления требования к железной дороге в случае Утраты груза, К числу иных перевозочных документов также относятся Дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при пе-ревозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение. Изменение договора перевозки, в том числе переадресовка груза, -уществляются по соглашению сторон в соответствии с правилами перевозок. Переадресовка груза, находящегося под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего тамо-женного органа. В случаях, когда дальнейшая перевозка угрожает безопасно движения и сохранности груза, перевозчик имеет право произвести перегрузку груза с уведомлением рузоотправителя (грузополучатель) По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. С момента уведомления о прибытии груза в пункт назначения права и обязанности клиента по договору перевозки переходят к rn зополучателю. Он вправе потребовать от грузоотправителя возмещения расходов и убытков, выплаченных перевозчику вследствие неправ. вильных действий грузоотправителя. Грузоотправители могут предъявлять грузы к перевозке на местах общего и не общего пользования. Перевозка грузов может осуществ-ляться повагонными, мелкими, малотоннажными, групповыми или маршрутными отправками. Грузоотправитель обязан до предъявления груза к перевозке под-готовить его к транспортировке таким образом, чтобы обеспечивались безопасность, сохранность груза и подвижного состава, контейнеров при перевозке. Качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, а также их тара и упаковка должны отвечать требованиям Пра-вил перевозок грузов, стандартов или технических условий на продук-цию и обеспечивать сохранность груза в течение сроков транспорта-бельности, установленных грузоотправителями в удостоверении о ка-честве (или экспертом в сертификате). Требования к качеству продукции, таре и упаковке перевозимых железнодорожным транспортом грузов должны предусматриваться в стандартах и технических условиях на продукцию и согласовываться с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. При подаче транспортных средств по уведомлениям начальник станции обязан уведомить грузоотправителя не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов. Уведомления о времени подачи вагонов под погрузку не требует-ся, если погрузка обеспечивается вагонами, поданными под выгрузку-Порядок уведомления о времени подачи вагонов под погрузку средствами грузоотправителя устанавливается начальником станции, при этом он должен предусмотреть использование в первую очередь радио-, телефонной, телеграфной и почтовой связи. Грузоотправитель может избрать один из способов уведомления, о чем он извещает на-чальника станции. При задержке подачи вагонов под погрузку свыше 2 часов после срока, указанного в уведомлении, станция обязана вновь уведомить правителя о времени предстоящей подачи вагонов в установке грузы должны быть уложены в вагоне равномерно, плотно и при необходимости надежно закреплены, чтобы не было сдвига, падения, я на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а так обеспечивалась сохранность вагона при погрузке. Время приема груза к перевозке удостоверяется наложением капарного штемпеля станции в накладной. Погрузка, выгрузка (разгрузка) грузов осуществляется перевозчика или грузоотправителем (грузополучателем) в порядке и сроки, усмотренные перевозок или договорами. Грузоотпра-витель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность груза и подвижного состава. Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в ус-тановленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузо-вой и большой скоростью, а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема гру-за к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погру-жен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения уста-новленного срока доставки. О прибытии груза на станцию назначения перевозчик обязан уве-домить грузополучателя в срок не позднее двенадцати часов дневного времени суток, следующих за днем прибытия груза. В порядке, ука-занном в правилах перевозок, если иное не установлено договором об организации перевозок. Грузополучатель обязан осуществить приемку фуза, прибывшего в его адрес, освободить подвижной состав и обес-печить его очистку. Грузы выдаются на станции назначения грузополучателю, указан-ному в накладной. Грузополучатель расписывается в дорожной ведо-мости в получении груза. Накладная выдается грузополучателю под Расписку в дорожной ведомости с указанием последней даты выдачи груза, номера и даты доверенности, а также номера расчетного счета и наименования отделения банка, которые грузополучатель может про-являть штемпелем. Время оформления выдачи груза удостоверяется 1аложением календарного штемпеля станции в накладной. Грузы, адресованные гражданам, выдаются грузополучателя предъявлении документов, удостоверяющих их личность и место, под расписку в дорожной ведомости с указанием даты получения груза, номера паспорта или документа, его заменяющего. При передаче груженых вагонов, в том числе вагонов, загсу* ных контейнерами, стороны обязаны по наружному осмотру удостовериться в исправности кузова вагона (контейнера), наличии пломб соответствия оттисков на них данным, указанным в вагонном лист При перевозке грузов на открытом подвижном составе стороны должны убедиться в отсутствии следов утраты груза. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: а) несоответствия между наименованием, массой, количеством б) порчи и повреждения груза или багажа; в) обнаружения груза или багажа без документов, а также доку-ментов без груза или багажа; г) возвращения железной дороге похищенного груза или багажа; д) не передачи железной дорогой на железнодорожный подъезд- Данные в коммерческом акте указываются на основании перево-зочных документов, отвесов, книги перевески на вагонных весах и др. Коммерческие акты составляются в трех экземплярах только на бланках установленной формы и заполняются на пишущей машинке или чернилами четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправле-ний. На каждом акте проставляется строчный штемпель станции. Пер-вый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию, а третий хра-нится в делах станции. В коммерческом акте должно быть точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена неис-правность. В акте должны быть указаны также обнаруженные при проверке груза обстоятельства, которые могли явиться причиной воз-никновения выявленной недостачи, порчи или повреждения груза-Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки или виновности грузоотправителя и железной дороги в акт вносить не допускается. Вce вопросы, помещенные в графах бланка акта, должны давать точные ответы. Не допускается прочерчивание, а также проставление кавычек вместо повторения требующихся данных. С в коммерческом акте должно быть указано, правильно ли погружен, размешен и закреплен груз, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При правильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается какое нарушение было допущено. Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель) заведующий грузовым двором и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Кроме того, при необходимости к проверке груза и подписи акта могут быть привлече-ны и другие работники железной дороги 4 Перевозка речным транспортом. На территории республики имеется 20 грузовых и грузопас-сажирских речных причалов, а также торговый морской порт Ак-тау. На речном транспорте перевозки различаются по видам флота -- осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на су-дах смешанного плавания «река--море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях -- пароходство. Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора перевозки груза на внутреннем водном транспор-те близки к применяемым на железнодорожном транспорте. Анало-гично решаются и вопросы исполнения сторонами обязанностей по договору. Основное же различие между ними состоит в следующем. Прежде всего, для речной перевозки установлены сроки приема грузов к перевозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет поме-щений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополу-чателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складские по-мещения. При отсутствии такой возможности пароходство обязано Уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания Судном выгрузки и приема груза, а также за время ожидания распоряжения отправителя с него взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в. другой пункт -- расходы по выгрузке, сборы, хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы дополнительной перевозке и реализации груза. Перевозки морским транспортом классифицируются на: а) щ ренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже)- -внутренние перевозки между портами разных морей (в большом кабо таже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также ще стные перевозки (в пределах порта и его акватории). Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивньццИ нормами, а потому договор приобретает здесь особое значение. Пере возчиком обычно является пароходство (иногда порт). Договор мор. скоп перевозки грузов может быть заключен: а) с условием предостав-ления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов) и б) без такого условия. В первом случае заклю. чается договор фрахтования судна или чартер. Во втором случае до-говор оформляется коносаментом. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент -- при небольших по объему перевоз-ках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузоч-ных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправи-телю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара. В этом отличие коносамента от на-кладной: он не просто сопровождает груз, а является товарораспоря-дительным документом. Коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты коносамента де-лятся на обязательные (они перечислены в законе) и факультативные, которые включаются по соглашению сторон. К числу обязательных относятся: а) наименование судна, если груз принят к перевозке; б) наименование перевозчика; в) место приема или погрузки груза; г) наименование отправителя; д) место назначения груза, а при наличии чартера место назначения или направления судна; е) наименование получателя в именном коносаменте или лица, приказу которого коно-самент выдан (ордерный коносамент), или указание на предъявитель-ский характер коносамента; ж) наименование и характеристика груза-з) размер вознаграждения перевозчика (фрахта) и) время и место вы-дачи коносамента; к) число экземпляров коносамента и л) подпись капитана. Документ, не содержащий хотя бы одного из названных Ус ловий, не считается коносаментом. Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и следуй грузом, а другой выдается отправителю и служит основанием для П лучения груза, а также платежей по договору с его получателем. 6. договор перевозки груза Предусмотренный ст. 689 ГК договор перевозки груза является реальным, взаимным, срочным и возмездным дого-, вором, заключенным в письменной форме. Он является ре-! альным, поскольку договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Одна-ко законодательство предусматривает и заключение консен-суальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсу-альными, когда перевозчик обязуется доставить груз, кото-рый ему передал или передает отправитель. Согласно ст. 10 Закона о железнодорожном транспорте договор перевозки груза является срочным договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу. Согласно ст. 10 Закона о транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой поли-тики государства либо как средство преодоления монополис-тической деятельности в сфере транспорта могут устанавли-ваться регулируемые тарифы (единые в пределах государ-ства) в порядке, определяемом Правительством РК. В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" вза-мен "транспортной организации", под которой понималась спе-циализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта. В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эво-люцию. Такой процесс происходил и в законодательстве за-рубежных государств. Например, по англо-саксонскому, фран-цузскому и немецкому праву только собственник транспорт-ного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терми-нология частично изменилась. Как во французском, так и в не-мецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транс-портных средств, но они фрахтовали их у других судовладель-цев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок. В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "пе-ревозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносамен-тах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрах-тователь, который заключает договор перевозки с отправи-телем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчи- ' ком независимо от того, принадлежит ли транспортное сред-ство ему на праве собственности либо он пользуется транс-портным средством на основе иного правового титула. Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соот-ветствует термину, применяемому в международном транс-портном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа. Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт-ным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажи-ров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выдан-ное в установленном порядке. На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа. Так, Закон РК «О государственном регулировании граждан-ской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельнос-ти: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспор-том; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому об-служиванию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовс-кая деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что отдельные виды деятельности на железнодорожном транс-порте осуществляются на основе лицензии (ст. 10). Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постанов-ления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно к конкретным видам транспорта действу-ют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензи-рования международных перевозок пассажиров и грузов, опас-ных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовс-кой деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пас-сажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации». Выдача лицензии на осуществление деятельности по пере-возке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Рес-публики Казахстан. Субъектами лицензирования являются граждане, юридичес-кие лица Республики Казахстан, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международ-ные организации. Указом Президента РК «Об использовании воздушного про-странства и деятельности авиации» наравне с понятием «пере-возчик» введено понятие «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» - физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вмес-тимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей. В Законе РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» предусматриваются следующие виды перевоз-чиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегист-рированный в РК и имеющий лицензию эксплуатанта и лицен-зию на осуществление международных и (или) внутренних воз-душных перевозок. Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флаг-манский перевозчик РК определяется Правительством респуб-лики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации меж-дународных авиамаршрутов. Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фак-тический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспор-тного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, аренду-ющий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без эки-пажа (бербоут-чартер). В советской транспортно-правовой литературе многие счи-тали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоя-щее время не соответствует законодательству РК. Конвен-ция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности. Таким образом, перевозчик - это не обязательно транс-портное предприятие, имеющее основной целью своей дея-тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж-данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс-кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана. Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон-трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе-ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то-варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре-дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не-зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом. Получателем является лицо, уполномоченное на получе-ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк-те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу-чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по-лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соетствует кон-струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра-во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК). Заключение В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечис-ляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об орга-низации перевозок (ст. 692); договоры между транспортны-ми организациями (узловые соглашения, договоры на центра-лизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор пря-мого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695). Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся пра-вового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель -регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения. ГК предусматривает виды договоров перевозки, опреде-ляя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подраз-деляются на реальные и консенсуальные. По предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объек-том реального договора является конкретный груз, а объек-том консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства). По субъективному составу различаются: договор перевозки пассажиров, где контрагентом перевозчика является пассажир; договор перевозки груза - контрагентом перевозчика являет-ся грузоотправитель; договор об организации работы по обес-печению перевозок - контрагентом являются транспортные организации. Исходя из цели, к договорам перевозки можно отнести: а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, договоры, направленные на обеспечение перевозок гру-зов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие); в) договоры, предусматривающие целью доставку гру3ов По форме договоры перевозки дифференцируются на договоры, оформленные транспортной накладной или коно-саментом; договоры в виде конклюдентных действий (приня-тие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, не-посредственное приобретение билетов в пассажирских транс-портных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке. Литература 1 Конституция Казахстана от 30.08.1995г. 2.Гражданский кодекс Казахстана от 1.07.1999г. 3.Закона РК «О торговом мо-реплавании») .от 17.01.2002г. 4 О железнодо-рожном транспорте»от 08.12.2001 5 Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г. (с изменениями и до-полнениями от 16 января 2002 г.); 6 Закон РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» от 15 декабря 2001 г.; 7. Устав автомобильного транспорта Казахской ССР, утвер-жденный постановлением Совета Министров Казахской ССР 8 Устав внутреннего водного транспорта СССР от 15 ок-тября 1955 г. 10 Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сен-тября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 27 января 1996 г., 8 декабря 1998г., 24 декабря 2001 г.); Array |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |