|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экскурсионная работаЭкскурсионная работаМосковский Государственный Университет Сервиса Институт Туризма и Гостеприимства Контрольная работа По дисциплине: Экскурсионно-выставочная работа По теме: Оружейная палата |Выполнил: студентка 4 курса | |Специальность: 2305 | |Вишневская Екатерина | | | |Проверил: Малышкин С.А. | Москва 2001 г. Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое, дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подклетах кремлевских дворцов и соборов. К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в Кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название "казенный двор". Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или "палатах". Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений. Непоправимый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления самозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распорядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне драгоценные изделия. Во время пребывания в Москве польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена. Однако вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевских мастерских, и уже во второй половине XVII века они переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и политического роста государства, было создано множество высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского искусства. В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных мастерских Московского Кремля постепенно сокращалась. По приказу Петра I лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем не менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить накопленные веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой, Петр приказал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи передать в Оружейную палату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал отремонтировать помещение палаты и изготовить дубовые шкафы, чтобы "...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим не ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он повелевает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и передать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим музеем. В 1754 году первый ректор Московского Университета А.Аргамаков после тщательного обследования и изучения древних ценностей предложил Сенату сделать специальную галерею для хранения сокровищ и назначить один день в неделю, чтобы показывать всем желающим. И осенью 1756 года в Кремле, возле Благовещенского собора, под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского были заложены первые камни будущего здания Оружейной палаты. Через 12 лет строительство это закончилось. Но древние реликвии никогда не были размещены в этом помещении: в связи с закладкой нового дворца В.И.Баженова только что отстроенное здание по повелению Екатерины II было снесено. Новое здание для музея возвел в Кремле в 1806-1810 годах архитектор И.В.Еготов - возле Троицких ворот, на месте бывшего дворца Бориса Годунова. Отделочные работы продолжались до лета 1812 года. Накануне Бородинского сражения все ценности Оружейной палаты были вывезены в Нижний Новгород. Ответственность за сохранность кремлевской сокровищницы лежала на действительном статском советнике И.П. Поливанове. Он с честью выполнил возложенную на него миссию и после бегства Наполеона из Москвы вернул в Кремль все без исключения экспонаты. В 1814 году в семи залах здания, выстроенного И.В. Еготовым, была создана постоянная музейная экспозиция. В 1844 году петербургский архитектор К.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты. После Октябрьской революции музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов, из Патриаршей ризницы Московского Кремля. В конце 1924 года Оружейная палата, носившая название Музея прикладного искусства, открыла свою первую после революции выставку. В следующем году по решению Ученого Совета палаты издается первый сборник научных трудов по музейному собранию. Работа старейшего в стране музея, изучение его памятников были прерваны Великой Отечественной войной. Все коллекции Оружейной палаты в июне 1941 года были вывезены на Урал, где и хранились до февраля 1945 года. Летом 1945 года они вновь предстали перед посетителями музея. Оружейная палата до сих пор хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства. В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно- прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность. [pic] ЗАЛЫ 1-2. Русские золотые и серебряные изделия XII - начала XX века [pic] ЗАЛ 3. Европейское и восточное парадное вооружение XV-XIX веков [pic] ЗАЛ 4. Русское вооружение XII - начала XIX века [pic] ЗАЛ 5. Западноевропейское серебро XIII-XIX веков [pic] ЗАЛ 6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII вкеов. Светский костюм в России XVI - начала XX века [pic] ЗАЛ 7. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIII веков [pic] ЗАЛ 8. Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков [pic] ЗАЛ 9. Экипажи XVI-XVIII веков Европейское и восточное парадное вооружение XV-XIX веков ВИТРИНЫ 22-26 Собрание европейского оружия и пластинчатых доспехов (витрины 22-24) знакомит с основными этапами развития вооружения на протяжении нескольких столетий. В коллекции восточного оружия (витрины 25-26) преобладают изделия мастеров Ирана и Турции, богато украшенные драгоценными камнями, золотом и серебром. План – схема |[pic] Витри|Европейские доспехи и оружие XV - XIX| |на 22. |веков | |[pic] Витри|Европейские доспехи и оружие XV - XIX| |на 23. |веков | |[pic] Витри|Европейские доспехи и оружие XV - XIX| |на 24. |веков | |[pic] Витри|Турецкое вооружение XVI - XVII веков | |на 25. | | |[pic] Витри|Иранское вооружение XVI - XVII веков | |на 26. | | Русское вооружение XII - начала XIX века ВИТРИНЫ 27-29 Коллекция шлемов, кольчатых доспехов, холодного оружия ХII-XVII веков дает представление об основных видах и национальных особенностях древнерусского вооружения (витрина 27). Произведения мастеров Оружейной палаты XVII века (витрины 27-28) отличают высокий технический уровень и богатство художественной отделки, о чем свидетельствуют охотничьи ружья, пистолеты, парадные доспехи. Развитие оружейного производства в России в XVIII-XIX веков связано с заводами Тулы, Олонца, Сестрорецка, Петербурга, Златоуста (витрина 29). Здесь же представлена коллекция русских орденов. План – схема |[pic] Витри|Русское вооружение XII - XVII веков | |на 27. | | |[pic] Витри|Русское вооружение XII - XVII веков | |на 28. | | |[pic] Витри|Русское вооружение XVIII - начала XIX века. Ордена XVII | |на 29. |- XX веков | Западноевропейское серебро XIII-XIX веков ВИТРИНЫ 30-43 Широкой известностью пользуется крупнейшее в мире собрание западно- европейского серебра XIII-XIX веков. Оно знакомит с эволюцией стилей художественного серебра от готики до ампира. Основу коллекции составляют дипломатические подарки иностранных государств российским государям. Экспозиция раскрывает национальные особенности развития серебряного дела Голландии (витрина 30), Англии (витрина 31), Польши (витрина 32), Германии (витрины 33-35, 37, 39-40). Наиболее ранние в собрании европейского художественного серебра изделия относятся к XIII - началу XVI века (витрина 36). Разнообразны по технике исполнения и использованию драгоценных материалов ювелирные украшения мастеров Европы XVI - начала XIX века (витрина 38). Произведения искусства французских серебряников (витрины 41- 42) исполнены в стилях классицизм и ампир. "Олимпийский" сервиз, выполненный на Севрской фарфоровой мануфактуре, - дипломатический подарок Наполеона I Александру I по случаю заключения Тильзитского мирного договора (витрина 43). План – схема |[pic] Витри|Посольские дары. Голландия | |на 30. | | |[pic] Витри|Посольские дары. Англия | |на 31. | | |[pic] Витри|Посольские дары. Польша | |на 32. | | |[pic] Витри|Посольские дары. Швеция | |на 33. | | |[pic] Витри|Посольские дары. Дания | |на 34. | | |[pic] Витри|Изделия златокузнецов Нюрнберга | |на 35. | | |[pic] Витри|Произведения европейских мастеров XIII - начала XVI | |на 36. |века | |[pic] Витри|Коллекция изделий из натуралий и редких материалов | |на 37. | | |[pic] Витри|Ювелирные изделия европейских мастеров XVI - начала | |на 38. |XIX века | |[pic] Витри|Произведения Гамбургских серебряников | |на 39. | | |[pic] Витри|Аугсбургское серебро эпохи барокко XVII - начала | |на 40. |XVIII века | |[pic] Витри|Искусство Французских серебряников XVII - начала | |на 41. |XVIII века | |[pic] Витри|Французское ампирное серебро | |на 42. | | |[pic] Витри|Олимпийский сервиз | |на 43. | | Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII вкеов. Светский костюм в России XVI - начала XX века ВИТРИНЫ 44-46 Экспозиция включает лучшие образцы ручного ткачества Византии, Ирана, Турции, Испании, Италии, Франции, России и состоит из парадных облачений высшего духовенства (витрина 46). Значительную ценность представляют памятники русского лицевого и декоративного шитья, выполненного многоцветными шелками, золотными нитями и жемчугом (витрина 46). Редкое собрание царской одежды XVI-XVII веков (витрина 44) позволяет выявить национальные особенности покроя древнерусского платья. Парадный коронационный костюм XVIII-XIX веков (витрина 45) показан в комплекте с аксессуарами. План – схема |[pic] Витрина |Светская одежда на Руси XVI -XVII веков | |44. | | |[pic] Витрина |Светский костюм в России XVIII - XIX веков | |45. | | |[pic] Витрина |Драгоценные ткани Византии, Ирана, Турции XIV - XVII | |46. [pic] |веков. Драгоценные ткани Италии, Испании, Франции, | | |России. Изобразительное художественное шитье | Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIII веков ВИТРИНЫ 47-51 Редкая коллекция тронов и тронных кресел XVI-XVIII веков (витрины 47- 49, 51) включает произведения с драгоценным и искусно выполненным декором. Древние символы государственной власти: царские венцы, корона, скипетры, державы (витрина 50) являются национальной гордостью России, памятниками политической истории и произведениями декоративно-прикладного искусства. План – схема |[pic] Витри|Троны | |на 47. | | |[pic] Витри|Трон двойной | |на 48. | | |[pic] Витри|Тронное кресло | |на 49. | | |[pic] Витри|Древние государственные регалии и предметы парадного | |на 50. |церемониала | |[pic] Витри|Троны | |на 51. | | Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков ВИТРИНЫ 52-55 Богато украшенные седла, паперсти, поводные цепи, решмы, попоны, стремена работы мастеров России (витрина 52), стран Востока и Западной Европы (витрины 53-55) составляли Государеву Конюшенную казну. План – схема |[pic] Витр|Предметы парадного конского убранства русской работы XVI - | |ина 52. |XVIII веков | |[pic] Витр|Предметы парадного конского убранства Турции XVIII века | |ина 53. | | |[pic] Витр|Предметы парадного конского убранства Турции XVIII века | |ина 54. | | |[pic] Витр|Предметы парадного конского убранства иранской, турецкой и | |ина 55. |европейской работы XVI - XVII веков | Экипажи XVI-XVIII веков Одна из лучших в мире, коллекция экипажей состоит из произведений, выполненных в крупнейших художественных центрах России и Западной Европы, дает представление об изменении формы, декора и конструкции экипажей с XVI по XVIII столетие. План – схема |[p|Колымага | |ic| | |] | | |[p|Каретка летняя | |ic|"потешная" | |] | | |[p|Возок зимний | |ic|"потешный" | |] | | |[p|Коляска садовая | |ic| | |] | | |[p|Карета | |ic| | |] | | |[p|Карета | |ic| | |] | | |[p|Карета | |ic| | |] | | |[p|Карета | |ic| | |] | | |[p|Карета | |ic| | |] | | |[p|Карета-берлина | |ic| | |] | | |[p|Коляска летняя | |ic| | |] | | Список литературы: 1. www.moscowkremlin.ru 2. www.museum.ru 3. www.moscow.ru 4. www.russia.com |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |