|
|
|
Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне
Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне
Выдающийся французский ученый Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне
родился - 1.8.1744, Базантен, Пикардия, умер - 18.12.1829, Париж.
Он получил в основном известность как создатель первой целостной
эволюционной теории. Правда, еще Бюффон, Эразм, Дарвин и другие
натуралисты XVIII века были убежденными эволюционистами, но они не могли
доказать свои убеждения достаточным количеством фактов. Их труды состояли
в основном из правильных догадок. Превосходный исследователь природы,
Ламарк, заметил, что существовавшие в его время типы и семейства животных
можно расположить в некий ряд, от простейших организмов до самых сложных с
постепенным переходом от одних к другим. Заметив это, он стал изучать
сравнительную анатомию беспозвоночных животных как ископаемых, так и
живущих. Нужно
отметить, что именно Ламарк впервые (1794) разграничил животный мир на две
основные группы - позвоночных и беспозвоночных; ему принадлежит и термин "
беспозвоночные ". Он описал много форм ископаемых беспозвоночных, связав
их с системой ныне живущих. В пределах беспозвоночных он выделил 10
классов, распределив их в порядке введенного им принципа совершенствования
- градации - между четырьмя последовательно усложняющимися ступенями
организации. Вначале Ламарк понимал градации как
прямолинейный ряд живых существ от простейших до самых совершенных,
затем он пришел к схеме родословного древа. Ламарк ввел термин " биология
" (1802) одновременно с немецким ученым Г.Р.Тревиранусом и независимо от
него. В трактовке жизненных явлений был деистом. Согласно Ламарку,
материя, лежащая в основе всех природных тел и явлений, абсолютно инертна.
Для ее
"оживления" необходимо внесение в нее движения извне. Отсюда обращение
Ламарка к "верховному творцу" как источнику
"первого толчка", пустившего в ход "мировую машину". Живое, по Ламарку,
возникло из неживого и далее развивалось на основе строгих объективных
причинных зависимостей, в которых нет места случайности (механический
детерминизм). Обширные исследования в этой нетронутой до Ламарка области привели его
к важным выводам. Ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой
природы, основные идеи которого были изложены Ж.Б.Ламарком в " Философии
зоологии " (1809). В основе Ламаркизма лежит представление о градации - внутреннем "
стремлении к совершенствованию ", присущем всему живому; действием
этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное,
но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших до самых
совершенных. Результат градации - одновременное существование в природе
организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую
лестницу существ. Градация легко прослеживается при срав-
нении представителей крупных систематических категорий организмов
(например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение.
Считая градацию отображением основной тенденции развития природы,
насажденной " верховным творцом всего сущего ", Ламарк пытался, однако,
дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он
связывал усложнение организации с действием флюидов (например, тепло-
рода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой
фактор эволюции, по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды,
приводящее к нарушению правильной градации и обуславливающее формирование
всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям.
Изменение среды - основная причина видообразования; пока среда неизменна,
виды сохраняют постоянство; если в ней произошел сдвиг, виды
изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая,
что первому из них в организме соответствуют " способности постоянные ",
второму - " способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств
". Внешняя среда на растения и низших животных, лишенных
дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая
у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной
системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные
преобразования осуществляются более сложным путем. Сколько-нибудь
значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению
потребностей животных,
обитающих в данной местности; изменение потребностей влечет за собой
изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей;
изменение привычек ведет к усиленному употреблению одних органов и
неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и
развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функцио-
нально-морфологические изменения передаются по наследству потомству,
усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, ведущую
роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение
формы - следствие изменения функции. Положения об упражнении и
неупражнении органов и о наследовании приобретенных признаков были
возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции.
Несостоятельность обоих " законов " была доказана экспериментально уже в
конце 19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики. В
позднейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба
фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу,
нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции.
Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа
организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.
Обосновывая свое учение, Ламарк опирался на следующие факты: наличие
разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами;
трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества "
сомнительных видов "; изменение видовых форм при переходе в
иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, особенно
межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал
также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одомашнении и
растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он
пришел к выводу об отсутствии реальных границ между вида-
ми и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в
естественном ряду органических форм (что дает возможность их
классифицировать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи
организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. В предисловии к "
Система беспозвоночных животных " (1815) он писал: " Не должен ли я ду-
мать, что природа создала различные живые организмы, начиная с простейших
до наиболее сложных, если в ряде животных форм, начиная от самых простых,
их организмы постепенно усложняются? По мере того, как мы накопляем образцы
в наших коллекциях, убеждаемся, что почти все отсутствующие звенья
постепенно заполняются и различия между соседними видами стираются ".
Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся
индивидумов, а систематики лишь искусственно,
ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные
систематические группы. Подобное представление о текучести видовых форм
стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишенного
каких бы то ни было перерывов и скачков (т.н. плоский эволюционизм).
Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного
вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменив-
шись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существование
самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется
их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку,
эволюционные изменения обычно не удается непосредственно наблюдать в
природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и не соизмеримы с
относительной краткостью человеческой жизни. Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение человека,
хотя в условиях господствовавшего креационизма был вынужден маскировать
свои убеждения. Он считал, что человек произошел от обезьян. К числу
факторов становления человека он относил переход к прямохождению и
возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявлениям
жизнидеятельности - сознанию и психике человека, связывая их возникновение
с эволюцией нервной системы и ее высшего отдела - головного
мозга. Жизнь Ламарка была горькой и тяжелой. В юности ему была уготована
карьера священника. Он не хотел им стать. Искал других путей в жизни.
Сначала был офицером, потом банковским служащим. Жил за небольшое
жалование. одновременно изучал медицину. В 1772-76гг. в Высшей медицинской
школе в Париже изучал главным образом ботанику. Ему никогда не удалось
закончить обучение. Взялся за ботанику. В этой отрасли достиг успеха, стал
членом Парижской Академии Наук (1783). Издал труд о флоре Франции в трех
томах (1778), в котором им впервые был предложен т.н. дихотомический
принцип определения растений. Работал также в области
физики, химии и, в особенности, метеорологии. Ламарк автор публикаций по
геологии, гидрологии. В " Гидрогеологии " (1802) он выдвинул принцип
историзма и актуализма в трактовке геологических явлений. Положил начало
зоопсихологии. Это были годы революции, которую Ламарк горячо приветствовал. По его
предложению в 1793 Королевский ботанический сад был реорганизован в Музей
естественной истории, где Ламарк стал профессором по кафедре зоологии
насекомых, червей и микроскопических животных (В это время ему
исполнилось 50 лет, но он с воодушевлением начал изучение новой
биологической отрасли); руководил ею в течение 24 лет. Королевский
ботанический сад был чем-то вроде живой библиотеки растений, где посетители могли ознакомиться с их названиями и внешним видом. Именно в 1793-1809
годах он создал свою теорию развития животного царства, которую и описал
в 1809 году в книге " Философия зоологии ". К сожалению, новая
эволюционная теория не была понята современниками и не получила признания,
так как не была полностью обоснована фактами. Революция еще не проникла в
университетские стены. В науке все еще продол-
жали господствовать теории древних ученых. Общественное мнение было восстановлено против Ламарка. Его высмеивали. Вместо славы ученого его стали считать чудаком и безвредным фантастом.
Всю остальную жизнь Ламарк провел в крайней нужде. Он ослеп, свои труды
диктовал дочерям. Умер спустя двадцать лет, в одиночестве и забвении. Его
похоронили в общей бедняцкой могиле. Когда спустя многие годы власти
вознамерились поставить на могиле Ламарка
памятник, оказалось, что нельзя найти места его захоронения. Впрочем, даже посмертная слава была только частичной. Уже жил и печатал свои труды
Чарлз Дарвин. Имя и открытия Ламарка были в общественном мнении скрыты в
тени великого исследователя природы. " Эволюционная лестница " Ламарка в настоящее время имеет только
историческое значение. С другой стороны Ламарк высказал ошибочное мнение
будто бы всякий живой организм отличается внутренним стремлением к
самосовершенствованию и, что зачатки новых органов у высших животных
возникают тогда, когда в них ощущается нужда. В историческом отношении первая теория эволюционного развития живых
существ, созданная Ламарком принадлежит к числу величайших научных
завоеваний XIX века, несмотря на то, что Ламарку не удалось полностью
объяснить приспособляемость организмов, как это сделал позднее Чарлз
Дарвин в своей теории естественного отбора. Однако принцип изменяемости
организмов под влиянием внешней среды, их способность применяться,
были не только повсеместно приняты, но даже и после Дарвина подчеркнуты и
развиты в так называемом неоламаркизме. Сеть INTERNET
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|