|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основание СНПЗ, люди завода 40е - 50е годыОснование СНПЗ, люди завода 40е - 50е годыМуниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №21 Города Сызрани Самарской области
ПРОЕКТ Основание СНПЗ, люди завода 40е - 50е годы
Выполнила: ученица 10 А класса Каминская Алёна Руководитель проекта: Григорян Мария Павловна Консультант: Шиянова Лидия Николаевна г. Сызрань 2002г.
Характер проекта: междисциплинарный Раздел науки: химия, история, экономика, экология. Тип проекта: информационный, неисследовательский, поисковый, групповой, долгосрочный. Цель проекта: научиться работать с литературой, СМИ; определить практическую значимость полезных продуктов их историю Задачи проекта: научиться сбору информации, актуальности определения данных источников информации; научиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Предположительная оценка: балловая, рейтинговая.
И было тем, кто строил здесь, Ничуть не легче, чем на фронте…
План: I Обоснование выбора темы. II 40е годы 1. Международное положение 2. Нефтяная промышленность 30х годов в СССР 3. «Второе Баку» - нефтяная база между Волгой и Уралом. 4. Закладка НПЗ в Сызрани: a) Первые установки – первые результаты b) Первая структура сервисных подразделений – «аварийные дома» III Военное лихолетье 1. Война. Начало эвакуации (август – сентябрь '41) а) Прибытие оборудования с Одесского и Херсонского заводов б) Прибытие оборудования с Туапсинского завода. 2. «Всё для фронта – всё для победы» 3. Новое производство: а) Шестикубовая батарея – установка первичной переработки нефти; б)Топочный мазут для оборонных заводов. 4. Коллектив руководства завода: а) Первый директор СНПЗ – К.И. Леонов 5. Зима 1941 – 1942 новый заказ фронта. а) ТК – 1. б) Парокотельный цех в) Насосные станции г) Контрольная лаборатория д) Трубопроводы, резервуары. 6. Сталинградская битва – прелом в ходе войны а) Ввод в эксплуатацию сызранского НПЗ б) Люди завода 7. Добыча сызранской нефти 8. Первый эшелон бензина Сталинграду 9. Молодая смена – будущее завода: а) Специалисты – рационализаторы; б) «Бригада Нинок» 10. Победа на фронте – заслуга тыла, награда Родины. IV 50е годы. Отчёт мирного времени: 1. Восстановление народного хозяйства. Четвёртый пятилетний план – задача «Добывать и перерабатывать 35 млн. тонн нефти в год». 2. Реконструкция и расширение СНПЗ. 1946г. Начало сооружения комплекса ЭВТ – 1, пуск в эксплуатацию в 1949г. 3. 50е годы. Со страною завод развивался и рос. а) 1950 г. – первая продукция битумной установки б) 1951 г. – 1952 г. – термокрекинг №2 и ЭЛОУ-3 в) 1953 г. АВТ-2 г) 1957 г. Программа реконструкции и расширения СНПЗ. 30 новых установок и объекты соцкульбыта. V От военного лихолетья 40х к «золотым годам» 60ых VI Экология VII Литература
Обоснование выбора темы. СНПЗ с момента основания и до настоящих дней играет большую роль в жизни нашего города. Завод является одним из основных предприятий Сызрани. СНПЗ – это команда профессионалов, сочетающих опыт старшего поколения с активностью молодых. Каждый, кто работает на заводе, имеет возможность использовать свои знания и способности на благо предприятия, получая при этом удовлетворение от своей работы. Интеллектуальный потенциал и опыт сотрудников завода является главным источником его развития и благополучия. В области управления персоналом СНПЗ решает следующие задачи: · создание рабочей обстановки, основанной на открытости и взаимном уважении, способствующей раскрытию способностей каждого сотрудника. · Развита система мотивации персонала, позволяющая каждому рассчитывать на карьерный рост и вознаграждение, соответствующее его профессиональному уровню и личному вкладу в дело предприятия · Социальная защита сотрудников · Предоставление сотрудникам возможности обучения и повышение квалификации; СНПЗ помогает организовывать своим работникам летний отдых. Завод имеет свою туристическую базу, профилакторий, детский оздоровительный лагерь. Руководство СНПЗ готовит себе «смену». В 2001г. В нашем городе был открыт «юкос»-класс на базе школы №3. где на конкурсной основе продолжают обучение будущие специалисты нефтяной промышленности, готовятся к поступлению в химико-технологические институты, для того, чтобы затем прийти на СНПЗ. Каждый человек должен знать историю своего родного края. Мой родной город Сызрань. Я выбрала тему проекта о СНПЗ, так как завод – будущее Сызрани, неразрывно связан и с моим будущим. 40е годы. В истории не бывает случайностей. Были и объективные предпосылки к тому, чтобы именно в Сызрани, небольшом волжском городке, выросли корпуса нефтеперегонного завода. Завода, который с самого начала, в дни страшных испытаний, сыграл очень важную роль для страны, а с наступлением мирного времени дал толчок к развитию новой для региона отрасли экономики нефтеперерабатывающей. Давайте перенесемся в прошлое». В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты. Канцлером стал Гитлер, открыто провозгласивший план завоевания мирового господства. На востоке, в Японии, у власти оказались оголтелые милитаристы, развязавшие войну против Китая и Кореи. Италия во главе с Муссолини также проводила захватническую политику. Вследствие агрессивной политики Германии, Японии и Италии в мире началась интенсивная гонка вооружений. В странах Европы развернулось активное переоснащение армий. Устаревшее вооружение обновлялось, причем упор делался на оснащение вооруженных сил авиацией, бронетанковой техникой и механизированными соединениями. Кавалерийские дивизии заменялись танковыми, пехота становилась моторизованной. Не зря тогда специалисты в один голос утверждали, что грядущая война будет войной моторов, а для них потребуется огромное количество горючего - бензина, керосина, дизельного топлива, для военной промышленности энергоносители (мазут, газ и др.). Мир медленно, но верно скатывался ко второй мировой войне. И в то время, когда горючее приобрело такое решающее значение, положение СССР казалось очень сложным: у нас был только один район, где добывалась и перерабатывалась нефть Кавказ. Добывалось примерно 10 миллионов тонн нефти в год. Этого количества явно не хватало для растущих потребностей страны. С учетом сложившейся ситуации руководство СССР в 1936 году приняло решение о создании второй нефтяной базы в районе, расположенном между Волгой и Уралом. Его потом назвали «вторым Баку». Ускоренно начали разрабатываться нефтяные месторождения Башкирии, усиленно велись разведочные работы и бурение нефтяных скважин в Самарской области, для чего создали трест «Сызрань-нефть», комбинат «Куйбывшевнефть». Развернулось строительство заводов в Уфе, Саратове и Сызрани. Закладка нефтеперерабатывающего завода в Сызрани состоялась в 1938 году. Директором предприятия назначили Баранова, главным инженером Альтшулера. Проектирование вела московская контора «Нефтезаводпроект». Генеральным подрядчиком по строительству являлся трест «Востокнефтестрой». В соответствии с проектом завод предназначался для крекирования Бакинского мазута с последующим переходом на переработку нефти местных месторождений. Бакинский мазут транспортировался танкерами по Каспийскому морю, а затем - по Волге. В связи с дефицитом металла для развертывания сырьевых резервуаров мазут хранили в земляных амбарах общей емкостью 300 тысяч кубометров, вырытых вручную заключенными расположенного рядом лагеря. Соорудили сырьевую насосную для перекачки мазута на завод. К началу Великой Отечественной войны на заводе построили установку вторичной перегонки бензина, заложили фундаменты установки термического крекинга и смонтировали несколько небольших металлических резервуаров для хранения сырья и готовой продукции. Были построены здания заводоуправления, пожарного депо, проходной, первый этаж заводской лаборатории и два жилых дома для вахтовых рабочих и ремонтников. Эти дома находились близко от завода и назывались «аварийными», так как в основном предназначались для проживания персонала, в обязанности которого вменялось в случае аварии немедленно прибыть на предприятие для срочного проведения ремонтных работ. Военное лихолетье ...На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, подписанный в сентябре 1939 года, развязала войну против СССР. В конце лета 1941 года, когда под угрозой оккупации оказались нефтеперерабатывающие заводы в Одессе и Херсоне, правительство приняло решение об их эвакуации в Сызрань и ускоренном строительстве нефтеперерабатывающего завода. В августе в город пришел первый эшелон с эвакуированным оборудованием и людьми, последний прибыл в сентябре. Среди эвакуированных были люди. которых до сих пор помнят на заводе. Это Штейнбак, Колосов, Брекалов, Сопельняк, Козюра, Евтушенко, Бернштейн, Франгулян, Конен, Сусский, Спиридонов, Андропов, Кудрев, Толстоногов, Тимофеев, Степурский, Зверева, Балла и многие другие. Приехавшие специалисты образовали ядро, вокруг которого формировался трудовой коллектив СНПЗ. До войны в Туапсе действовала установка по первичной переработке нефти - двенадцатикубовая батарея. Когда угроза оккупации нависла над Кавказом, эту установку разделили на две части - шесть кубов, часть аппаратуры и насосов эвакуировали в Сызрань, а шесть кубов и остальное оборудование отправили в Бугуруслан. В Сызрани на базе эвакуированного из Туапсе оборудования построили установку по первичной переработке нефти - шестикубовую батарею. В Бугуруслане оборудование так и не удалось использовать, и наши заводчане туда часто наведывались, чтобы «разжиться» запасными частями для ремонта и, в частности, жаровыми трубами для кубов. Вследствие наличия в нефти значительного количества солей и сернистых соединений жаровые трубы часто прогорали, и дефектные участки приходилось заменять. Все ремонты производились на ходу. Дефектный куб отключали, ремонтники, не дожидаясь, пока куб остынет, приступали к работам. Иногда из-за высокой температуры на них загоралась одежда. Фронт крайне нуждался в бензине, а оборонные заводы - в топочном мазуте, и трудовой коллектив завода делал все, что в его силах, а часто и сверх сил, для того, чтобы наладить выпуск необходимой продукции. Сразу же после начала войны наркомат нефтяной промышленности СССР принял ряд энергичных мер для ускоренного строительства и пуска нефтеперерабатывающего завода в Сызрани. В октябре 1941 года директора завода Баранова освободили от занимаемой должности как не обеспечившего руководство, Директором предприятия назначили особо уполномоченного наркома нефтяной промышленности СССР Константина Ильича Леонова. Он обладал огромными правами. Кроме заводского коллектива, ему подчинялись все подрядные строительные и монтажные организации, так как все они входили в состав наркомата нефтяной промышленности СССР. Он мог давать и отсрочку от призыва в армию. Это тогда называлось «бронированием». Наиболее нужные для завода специалисты призывного возраста были забронированы. Из московской конторы «Нефтезаводпроект» в город командировали большую группу проектировщиков, и у нас организовали сызранскую бригаду «Нефтезаводпроекта». Руководителем назначили Севастьянова, а главным инженером - Евстафьева. Бригада размещалась в бараках на Монгоре. Проектирование велось в сжатые сроки, исходя из наличия оборудования и материалов. Подрядные организации непрерывно ощущали недостаток рабочих и ИТР, поэтому принимались действенные меры для увеличения их количества. Часть рабочих и руководящих работников, эвакуированных из Херсона и Одессы, передали в состав подрядных организаций, а другую часть направили на действующие нефтезаводы в Саратов и Уфу, где в связи с призывом в армию ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. В трест «Востокнефтестрой» из Закавказского военного округа направили рабочую колонну № 119 в составе 800 человек, укомплектованную в основном жителями Кавказа, В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. выявилась их полная непригодность для работы в наших климатических условиях, и в январе 1942 года их перебросили на строительство нефтеперерабатывающего завода в Красноводск. В январе в Сызрань прибыл строительный батальон № 1684, укомплектованный жителями России, и обстановка с рабочей силой немного улучшилась. Был разработан пусковой минимум объектов, необходимых для обеспечения нормальной работы установки ТК-1 по упрощенной схеме. В пусковой комплекс входили: установка термокрекинга № 1 (2-печной крекинг системы «Нефтезаводпроект»), первая очередь парокотельного цеха (из трех котлов «Шухова-Берлина»), две насосные станции на Волге для подачи воды на завод, наливная эстакада полевого типа и насосная для налива в цистерны бензина и топочного мазута, контрольная лаборатория, резервуары для сырья и готовой продукции. трубопроводы. Основное внимание уделялось выполнению строительно-монтажных работ по самой установке термокрекинга. Строительные работы проводились под руководством прорабов Кашлинского и Зверева, монтаж аппаратуры и трубопроводов – прораба Згурского. Это был очень опытный монтажник крепкого телосложения. Когда какой-либо бригаде становилось особенно трудно, он спешил на помощь и своей богатырской силой, личным примером вдохновлял остальных. Особенно запомнился первый подъем ректификационной колонны. Никаких механизмов не было. Подъем проводился при помощи двух стрел (трубы диаметром 350 мм) и двух 15-тонных ручных лебедок. Подъем осуществлялся с утра до позднего вечера. И когда колонну, наконец, установили на фундамент и затянули анкерные болты, все ликовали и кричали «ура». Подъемом руководил начальник участка Бурский. Работали по 12-14 часов, без выходных. Часто рабочие и ИТР двое-трое суток не уходили со строительной площадки, отдыхая по 2-3 часа в какой-нибудь отапливаемой будке. А следует отметить, что зима 1941-1942 годов выдалась очень холодной. Даже местные старожилы не помнят такой суровой погоды - температура порой понижалась до минус сорока, а плохо одетые и полуголодные люди в буквальном смысле проявляли трудовой героизм. Все руководствовались лозунгом: «Все - для фронта, все - для победы!». Кончилась зима, наступили весна и лето 1942 года. Обстановка на фронтах оставалась тяжелой. Фашисты рвались к предгорьям Кавказа и Волге, нацелив свой удар на Сталинград. Транспортировка горючего с Кавказа очень осложнилась - надо было из Баку танкерами через Каспийское море везти горючее в Красноводск. а затем окружным путем по железной дороге на фронт. В таких условиях быстрейший ввод в эксплуатацию Сызранского НПЗ стал жизненно важной задачей. И в невиданно короткие сроки - в течение 10 месяцев - его построили и ввели в действие. В мирное время на это потребовалось бы два-три года. Здесь огромная заслуга коллективов подрядных организаций и самих заводчан. Трудно переоценить роль, которую сыграл в этом деле особо уполномоченный наркомата нефтяной промышленности. Директор СНПЗ К. И. Леонов, очень волевой человек, с неиссякаемой энергией, грамотный специалист. В сложнейших условиях нехватки рабочей силы, оборудования и материалов ему приходилось принимать ответственные, порой очень жесткие решения. И вот в конце мюля 1942 года после короткого периода пусконаладочных работ приступили к пуску установки термокрекинга. Персонал - квалифицированный, опытный; старшие операторы Колосов, Евтушенко, Елисеев, операторы Козюра, Сопельняк, Степурский, насосчики Лаптинов, Абрамов, Макуха. Первым начальником установки ТК-1 был Т. М. Чернов. Все эти люди прошли выучку на заводах в Херсоне и Одессе, и потому пуск установки прошел довольно гладко. Основные трудности возникали из-за недоделок, особенно на объектах общезаводского хозяйства. Так, в парокотельном цехе не закончили химводочистку. Котлы питались неочищенной водой, и часто случались прогары кипятильных труб. Не успели сделать внутризаводские автодороги, аппаратный двор установки не забетонировали. Объекты со всех сторон были окружены грунтом, вынутым из котлованов под фундаменты и лотки. Никаких строительных механизмов не было. Землю копали вручную и вывозили потом на тачках. До конца 1942 года перерабатывали бакинский мазут. Когда фашистские войска дошли до Сталинграда, транспортировка мазута по Волге прекратилась, но к этому времени в промышленных масштабах начали добывать нефть на Сызранском промысле, В срочном порядке проложили нефтепровод и приступили к переработке местного сырья. Главная трудность - на одной установке требовалось совместить первичную перегонку нефти с процессом термического крекинга. Заводские технологи быстро справились с задачей перехода на местную нефть. Тут необходимо отметить большую заслугу начальника технического отдела завода Артёма Михайловича Франгуляна и его жены Лидии Матвеевны Конен - заведующей заводской лабораторией. Кстати, Конен много лет жила в США и прекрасно знала английский язык. Она организовала курсы английского, на которых занимались после работы специалисты управления. ...Необходимо более подробно остановиться на ежемесячных текущих ремонтах установки. Обычно работы длились пять-шесть дней. На время ремонта объявлялось казарменное положение. Запрещалось отлучаться с завода. Питание из столовой привозили на установку, и в насосной люди наскоро утоляли голод. Зимой 1944 года произошел групповой несчастный случай. Ремонтники вечером ужинали в насосной, а в это время сжатым воздухом проводилась опрессовка бензиновых конденсаторов. Сжатый воздух выдавил из бензиновой системы газ, в котором содержалось много сероводорода. Газ заполнил насосную, и люди стали терять сознание, падать на пол. Работавшие вне помещения выбили двери насосной и начали вытаскивать пострадавших на свежий воздух, где им немедленно оказывали первую помощь. Погибло шесть человек. Нескольких руководящих работников, в том числе начальника установки Т. М. Чернова отдали под суд, и они получили различные сроки исправительно-трудовых работ. Вместо Чернова начальником установки назначили И.С. Колесова, работавшего до этого старшим оператором. В помощь ремонтникам привлекались люди из других цехов и отделов завода. Так, начальник 1-го отдела П. И. Кочин назначался бригадиром по очистке труб от кокса, начальник транспортного цеха Мосальчук становится бригадиром по ремонту бензиновых конденсаторов. С его легкой руки змеевик конденсатора стали именовать «гадючник» (на украинском языке змея называется гадюкой). Летом 1942 года от. Сызрани до Сталинграда проложили железнодорожную линию и эшелоны с бензином прямо с завода отправлялись на фронт. После блистательной победы наших войск под Сталинградом на завод поступила телеграмма от командования с благодарностью за хорошее снабжение фронта бензином. Нетрудно представить радость и гордость коллектива завода, ведь Сталинградская битва - переломный момент в Великой Отечественной войне, после которого наши войска уже больше не отступали. ...Вырабатывали на заводе бензин с концом кипения 250 градусов по Цельсию. Это значит, что он в значительной части состоял из керосиновых фракций, на нем тяжело было заводить двигатели, но он ценился на вес золота. Весь заводской коллектив насчитывал всего 360 человек, в том числе 14 дипломированных инженеров. По нынешним масштабам это очень небольшое предприятие, но в свое время оно сыграло очень большую роль, так как снабжало бензином Сталинградский фронт. В связи с мобилизацией взрослых мужчин на завод пришло много несовершеннолетних пареньков и девушек. Очень многие стремились попасть на работу для того, чтобы быстрее получить хлебную карточку (во время войны все продукты продавались только по карточкам), и для этого прибавляли себе возраст, а на работу брали с 14 лет. Николай Фролов, Миша Филиппов, Алексей Гололобов, Коля Пименов, Миша Непомнящий, Мария Шевчук, Никита Крылов, Федя Кангин, Мария Самарина, Валя Новикова, Миша Рыбакин, Саша Столяров, Миша Сазонов, Настя Кузина и многие другие... На хрупкие плечи 14-15-летних пареньков и девушек легли взрослые заботы- они заменили ушедших на фронт братьев и отцов. Учились непосредственно на рабочем месте и быстро овладевали профессией. Многие становились командирами производства. Так, слесарь Николай Фролов вырос до заместителя начальника ремонтного цеха. Мишу Филиппова и Алексея Гололобова поставили мастерами токарного участка. Никита Крылов, дипломированный газосварщик, стал главным сварщиком завода. В скором времени эти еще совсем молодые рабочие сами начали обучать вновь принятую на работу молодежь. Военное время никому поблажек не давало. Все очень быстро взрослели. Бригада ремонтного цеха, например, состояла из одних девушек. Их ласково называли «бригадой Нинок», так как всех звали Нинами. Это бригадир Кочергина и слесари Щавина, Казанцева и Карсунцева. Девушки выполняли ответственные работы по ремонту пробоотборочных кранов на ректификационных колоннах, печных форсунок и арматуры трубопроводов. За хорошую работу большую группу заводских работников в 1944 году наградили орденами и медалями. Несколько раз заводу присуждали переходящее Красное знамя Государственного Комитета обороны. Сейчас это знамя как боевая реликвия хранится в краеведческом музее города. Большой вклад в выполнение напряженных планов вносили рационализаторы. Когда приступили к переработке местной нефти, группа пытливых во главе с началь ником технического отдела А. М. Франгуляном предложила схему, не требующую каких-либо серьезных переделок и монтажа дополнительного оборудования. До войны при чистке печных труб кокс из ретурбентов выжигался газовыми горелками, и при этом расходовалось много кислорода. Старший оператор Козюра изготовил для выжигания кокса специальную горелку, работавшую на керосине и сжатом воздухе. В течение всей войны испытывался дефицит запчастей, различных материалов и оборудования. Заводские рационализаторы - Колосов, Шумский, Сусский, Трейгер, Бернштейн, Зубов и многие другие своей смекалкой помогали найти выход из любого затруднительного положения, что было особенно ценно во время ремонтов, когда счет шел буквально на часы. Мы оказывали помощь и другим предприятиям и организациям - подшефным госпиталю, колхозу и детдому. Бригады работников СНПЗ участвовали в посевных и уборочных, мы делились с колхозом нашим единственным трактором. Когда началось строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода, туда выехала группа наших специалистов, в том числе Л. Кнур, М. Мельник, В.Докучаев, А. Соловьева и другие. 50е годы. Отчёт мирового время. После окончания Великой Отечественной войны был принят четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Перед нашей отраслью поставили задачу добывать и перерабатывать 35 миллионов тонн нефти в год. Промышленность ускоренными темпами переводилась на выпуск мирной продукции. Поэтому на восстановление разрушенного хозяйства приходилось направлять огромные материальные и людские ресурсы. В этих условиях Сызранский нефтеперерабатывающий завод, в продукции которого очень нуждалось народное хозяйство, играл весьма важную роль. Следует учесть и выгодное месторасположение нашего города, в черте которого находился завод. Важное значение имели автомобильный, речной и особенно железнодорожный транспорт, ведь Сызрань - крупный транспортный узел шести направлений. Все эти факторы способствовали ускоренному расширению и реконструкции СНПЗ. После перехода на переработку местной нефти с большим содержанием хлоридов мы испытывали большие трудности, часто возникали аварийные ситуации. На завод немедленно вызывали специалистов-технологов, ремонтников для устранения аварий. Помнится, демонстрация фильмов в клубе на поселке Заводской нередко прерывалась, и раздавался голос дежурного по заводу: «Лаптинова, Шумского, Зубова - на выход»... Еще во время войны на завод приехал Михаил Семёнович Шемелевский, бывший директор Грозненского нефтеперерабатывающего завода. Его назначили главным технологом предприятия. М. С. Шемелевский запомнился как деятельный и грамотный специалист. По его инициативе разработали и внедрили метод термохимического обессоливания нефти: сырье нагревали в теплообменниках и в специальных смесителях промывали водой. Количество хлоридов, в сырье значительно сокращалось, что уменьшало коррозию оборудования. …Добыча нефти в Куйбышевской области стремительно нарастала. Кроме Сызранского промысла, нефть начали добывать в Отрадном, Ставрополе-на-Волге, Зольном и в других районах. Поэтому в 1946 году министерство нефтяной промышленности СССР приняло решение о сооружении на заводе комплекса установки АВТ-1 производительностью 600 тысяч тонн в год. А Проектирование по-прежнему вела московская контора «Нефтезаводпроект», главным инженером проекта назначили Галицкого. АВТ-1 была включена в список особо важных объектов, сооружаемых в СССР. Такой список ежегодно утверждался Советом Министров. Особо важные объекты в первоочередном порядке обеспечивались оборудованием, материалами и другими ресурсами. Ход строительства контролировался министерством, обкомом и горкомом КПСС. Строительство АВТ-1 велось ускоренными темпами, и в конце 1949 года ее удалось ввести в эксплуатацию. Фактически с 1949 года начались планомерное расширение и реконструкция заводских мощностей. Летом 1950 года дала первую продукцию битумная установка. В 1951 году на СНПЗ приступили к строительству термического крекинга № 2, включающего блок первичной переработки нефти. ТК-2 введен в декабре 1952 года, вместе с ним сооружена и пущена в эксплуатацию установка ЭЛОУ-3. Для увеличения мощностей СНПЗ по первичной переработке нефти в 1953,году ввели в действие установку АВТ-2. В 1957 году министерство нефтяной промышленности СССР утвердило самую крупномасштабную за всю заводскую историю программу реконструкции и расширения Сызранского НПЗ. Ее реализация предусматривала довести мощности по переработке нефти на предприятии до 12 млн. тонн в год. Программа включала строительство около 30 новых установок, а также объекты соцкультбыта. Следует сказать, что к 1985 году все намеченное в основном было выполнено. Но достижению такого весомого рубежа предшествовали годы большой напряженной работы заводчан. Следует отдельно остановиться на вопросе кадров. Во время войны значительная часть коллектива завода состояла из женщин и несовершеннолетних ребят и девушек. После Победы на завод начали возвращаться демобилизованные воины. Это сразу улучшило обеспечение кадра заводские объекты. Особенно запомнился приход группы молодых людей, энергичных, грамотных, - Михаила Уткина, Цыганова, Василия Козинцева Николая Пискунова, Александра Седова, Николая Алтухова и других. Имея среднее образование они сразу попали на третий курс Сызранского нефтяного техникума и вскоре получили диплом техников-технологов. Большинство из них поступили на заочную учебу в Московский нефтяной институт имени Губкина, после его окончания стали инженерами-технологами. Вот как в дальнейшем сложилась их судьба. Михаила Уткина назначили начальником цеха № 1, куда вошли термические крекинги и вспомогательные объекты. Когда в 1962 году построили сажевое производство при Сызранском НПЗ, Уткин возглавил новое подразделение. Вскоре после пуска сажевое производство было преобразовано в самостоятельный завод - технического углерода. М. И. Уткина утвердили директором СЗТУ. В этой должности он проработал до ухода на пенсию. Николай Цыганов в 1970 году занял должность главного инженера завода. Василий Козинцов вырос до начальника технического отдела предприятия. Николай Пискунов работал старшим инженером цеха № 2, а затем стал заместителем главного инженера завода. Александр Седов трудится начальником битумной установки, Николай Алтухов, сначала здесь же - старшим инженером, потом - заместителем главного инженера предприятия. Развивался и рос завод, одновременно росли и заводские руководители... От военного лихолетья 40х к «золотым годам» 60ых. Несмотря на военные трудности, завод СНПЗ выпускал военную продукцию. После реконструкции перешёл на выпуск нефтепродуктов для мирного существования и в 60-е годы начинается расцвет предприятия, так называемые «золотые годы».
Экология. Вот уже не менее 3 десятков лет мировая общественность бьёт в колокола о наступлении биоцида, т.е. смерти всего живого в результате активного технического творчества человека. Задымлена атмосфера Сызранского района, от этого страдают жители города и прилежащих посёлков. Многие нефтепродукты попадают в атмосферу ежегодно, ещё больше в реки, моря, озёра, на землю и в землю - таков «вклад» в природу современного мирового нефтеперерабатывающего производства. В этом деле «чёрное золото» и его производные не имеют себе равных. Так, отходы с СНПЗ сбрасываются в Кубру, а затем и в Волгу. Участие нефти в крестовом походе против здоровья человека, против биосферы, даже против высокой атмосферы несомненно. И счёт мы должны предъявлять тем, в чьих руках «чёрное золото» превращается из блага в угрозу, кто в погоне за сиюминутной выгодой грабит будущее. Краеугольным камнем технической политики любого государства было и остаётся освоение природных богатств с максимальной отдачей, с наивысшей экологической выгодой. Но изготовление определённых видов продукции без полной утилизации отходов производства. Создание промышленных комплексов, гидростанций очень тесно приводят к тому, что выгода получается от производства, заслоняет ущерб, наносимый природе, а также другим отраслям хозяйства. Подчас при сопоставлении выгод и ущерба чаша весов, на которой лежал ущерб, перетягивала. Развитие нефтяной промышленности – это не только экономическое развитие, но и возникновение экологических проблем. Руководство СНПЗ заботится о сохранении чистой окружающей среды, вводя в эксплуатацию экологически новые технологии производства. Литература.
а) №68 2002 г. б) №69 2002 г. в) №71 2002 г. г) №73 2002 г.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |