|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Производные имена в информативных жанрахПроизводные имена в информативных жанрахЦентр Непрерывного Образования Кемеровского Государственного Университета Городской Классический лицей г. Кемерово «Производные имена в информативных жанрах» Научный руководитель: Кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко Выполнил: Валентинова Дарья, 9 «а» Кемерово-2000. ЦНО Кемеровского государственного университета Городской классический лицей Работа ученицы 9-а класса Валентиновой Дарьи. Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко ВВЕДЕНИЕ.................................................................... ...................................................................2 ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ ОГОНЁК»:.......................................................6 ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ «КОМПЬЮТЕРРА»:....................................16 ВЫВОДЫ:..................................................................... .................................................................. 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:................................................................. ..... 25 ИСТОЧНИКИ;.................................................................. ............................................................... ВВведение. 1. Словообразование как основной способ пополнения лексики русского языка постоянно будет привлекать внимание исследователей, как с формальной так и с содержательной стороны. 2. Производные слова, созданные по языковым моделям (иначе -узуальные слова), и окказионализмы (слова, созданные с нарушением закономерностей) используются в текстах разных жанров с большим спектром функциональных ролей. 3. «Языковая игра была и остаётся в поле зрения лингвистов: однако наиболее обстоятельно изучены лишь формальные способы её создания. Не менее интересно взглянуть на языковую игру как на средство оптимального выражения образа мысли, характера профессиональной и любой другой деятельности социума или отдельного индивида». /Н. А. Прокуровская/ 4. Объектом нашего анализа мы избрали производные в структуре заглавия статей - информации, помещённых в журналах Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко «Компьютерра» и «Огонёк». 5. Разные по назначению и характеру читательской аудитории, эти журналы, вероятно, даже в одинаковом по типу жанре не могут не повлиять на предназначение заголовков в них. Поэтому в качестве рабочей гипотезы мы выдвинули тезис о чисто информативной и информативно-эмоциональной роли производных в составе заголовков. 6. Как показало наше исследование, производные употребляются в заголовках следующих четырёх типов: • в заголовках, представленных одной лексемой • в заголовках - словосочетаниях • в заголовках - предложениях • в заголовках - комплексах предложений Наиболее частотными являются заголовки -лексемы, с которых мы и начнём свои наблюдения. В журнале «Огонёк» они представлены только окказиональными образованьями. Производные, найденные в журнале «Огонёк»: 1. Одна лексема Окказиональное словообразование: а) С переносом семантики одного из словообразующих компонентов на получившийся окказионализм: • БИТОВУХА(№5от1.02.1999г.) Статья автора о самом себе. Его рассуждения о мире, о том, что каждый может для этого мира сделать. Автора зовут Андрей Битов. Словообразовательный путь: Искусственно выделенный от фамилии корень -БИТ- + наложение на просторечное слово БЫТОВУХА. Наблюдается частичный перенос семантики слова БЫТОВУХА на окказионализм. Цель создания окказионализма: Привлечение внимания. Обобщение БЫТОВЫХ мыслей Андрея БИТова. • ВИДЕОТИЯ (№1-2 от 4.01.1999г.) .Статья - обзор фильмов, причём по критериям обыкновенных зрителей, непрофессионалов. Словообразовательный путь: На слово ИДИОТИЯ накладывается корень -ВИДЕО- (происходит замена корневой гласной -И- на -Е-). Таким образом часть -ИДЕО- становится общей частью. Наблюдается перенос семантики на окказионализм. Грубо говоря, этот окказионализм можно расшифровать как «помешательство на ВИДЕО до ИДИОтизма» Цель создания окказионализма: Привлечение внимания. Обобщение понятия ВИДЕО-ИДИОТИЯ одним словом, вероятно, во избежание зияния. • ЛУЖЗОНА (№ 40 (4627) декабрь 1999г.) Статья о крупнейшем Московском известном в России и далеко за её пределами рынке в Лужниках, который в простонародье зовётся "Лужа". Автор говорит о том, что "это не совсем кусочек Москвы. Это - Лужзона". Словообразовательный путь: Корень от простонародного варианта имени собственного "лужа" - -ЛУЖ- + отсутствие интерфикса + корень и окончание имени существительного -ЗОНА. Мы видим, что сам окказионализм склоняется так же, как и слово ЗОНА. Наблюдается некоторая оценка статуса этого рынка за счёт слова ЗОНА. Цель создания окказионализма: наречение одним словом рынка в Лужниках, с акцентом на его статус. Привлечение внимания. Ь) Без переноса семантики какого-либо из словообразующих компонентов на полученный окказионализм: • МАНЬЯКИ-БУКВОЛОГИ (№404999) Статья о том, что "«Маньяками-буквологами» зовут пишущих «огоньковцев», сидящих на пятом этаже редакции, художники и верстальщики, живущие подчас без выходных этажом ниже. «Маньяки» с ними борются за каждую букву не на жизнь, а насмерть. Они с «маньяками», в свою очередь, насмерть бьются за картинки, снимки и прочую красоту" Словообразовательный путь: Слово МАНЬЯКИ не представляет особого интереса. БУКВОЛОГИ: корень от имени существительного "буква" -БУКВ- + интерфикс -О- + латинский корень -ЛОГ- (означающий "знание", "изучение"). Цель создания окказионализма: В статье упомянуто: "Просто заголовок смешной. Его ближе к полуночи 'придумал наш главный художник Миша Решетько." Однако только формально этот заголовок смешной, но содержание, его семантика глубока. • АНТИДАРВИНГ (№ 6 от 8.02.1999г.) Статья о том, что теория Дарвина в корне не верна. Учёный, биолог, Виктор Владимирович Витальев рассуждает на тему того, что для объяснения эволюции нужна какая-то первопричина, а инволюция (деградация) гораздо естественнее по своей природе. Словообразовательный путь: Отрицательная иноязычная приставка АНТИ- + корень от имени собственного -ДАРВИН- + окончание английского языка -ИНГ (наложение части -ИН-), которое в родном языке обозначает занятие, род деятельности. Но в английском это окончание способно к словообразованию только при присоединении к корню глагола. Здесь же мы наблюдаем присоединение к корню имени собственного. Цель создания окказионализма: .Обобщение одним словом главной мысли статьи, стремясь привлечь внимание читателя. "• ТЕЛЕЛЯПИЯ (№ 29 от 15.07.1996г.) Статья о том, как часто ошибаются, допускают "ляпы" телекомментаторы. Словообразовательный путь: Уже устойчивый в своём положении корень -ТЕЛЕ- + корень от существительного -ЛЯП- + суффикс -И- + окончание существительного 1-го склонения -Я. Цель создания окказионализма: Привлечение внимания. Наречение одним словом понятия "множество телевизионных ляпов", что поддерживается аналогией с существительными, имеющими процессуальное значение, (например: орфография, мания и др.) Словосочетания Узуальное словообразование: • ПАРНОКОПЫТНЫЙ КИТ? (№7 от 07'2000г.) • [парн]о^копыт}ный «видеотия» «Компьютерра» 5. Наиболее ярким проявлением эмоционального воздействия на читателя является использование окказионализмов, созданных в результате языковой игры: частичное совпадение звучания с узуальным словом. (БИТОВУХА - бытовуха, ГРЭММУЧАЯ СМЕСЬ - гремучая смесь) Список использованной литературы: 1. Н. А. Прокуровская «Языковая игра как средство выражения языкового сознания социума» // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка (функциональный аспект). Тезисы докладов всероссийской научной лингвистической конференции. Екатеринбург 1993г. 2. Б. А. Белова «Окказиональное слово в аспекте соотношения «центр- периферия»» // Ядерно-периферийные отношения в области лексики и фразеологии (на материале русского языка). Республиканская межвузовская научная конференция 20-23 мая 1991 года. Тезисы докладов. Новгород 1991г. 3. Е. А. Земская. Современный русский литературный язык. Словообразование. Москва. «Просвещение». 1973г. с. 227-240 Источники: 1. Журнал «Огонёк». №5 от 1. 02. 1999г. 2. Журнал «Огонёк» №1-2 от 4.01.1999г. 3. Журнал «Огонёк»№40(4627) декабрь 1999г. 4. Журнал «Огонёк»№ 40'1999г. 5. Журнал «Огонёк» №6 от 8.02.1999г. 6. Журнал «Огонёк»№29 от 15.07.1996г. 7. Журнал «Огонёк» №07.2000г. 8. Журнал «Огонёк» №8 от 22.02.1999г. 9. Журнал «Огонёк» №23 Ч 999г. 10. Журнал «Компьютерра» № 9/1999г. 11. Журнал «Компьютерра» № 2 от 15.02.1999г. 12. Журнал «Компьютерра» №37 от 15.09.1997г. 13. Журнал «Компьютерра» №42(270) от 27.10.1998г. 14. Журнал «Компьютерра» №44(322) от 2.11.2999г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |