рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Стилевая специфика языка газеты рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Стилевая специфика языка газеты

Стилевая специфика языка газеты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТИЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ГАЗЕТЫ

Реферат по предмету «Введение в языкознание»

Выполнил

Краснодар 2000

В системе газетных жанров наиболее противопоставленными стилистически

оказываются передовые статьи и тексты информационных сообщений.

Стилевая эклектичность языка газеты ставит под сомнение применение

самого понятия «функциональный стиль» к этой сфере человеческого общения.

Отмечается, что газета объединяет статьи, различающиеся как по

жанровым, так и по стилевым признакам [4, с. 124]. Однако общая система

экстралингвистических факторов, определяющих специфику языка средств

массовой информации, а также лингвистические исследования [3], позволяет

говорить о существовании единого функционального стиля газеты. Рассматривая

стилевую сторону языка газеты как целостную совокупность стилистико-

функциональных явлений, В.Г. Костомаров выделяет единый стилистический

конструктивный принцип газеты – диалектическое объединение ее ведущих

признаков экспрессии и стандарта, понимаемых в широком смысле слова как

оценочные и интеллектуализованные начала в противопоставлении друг другу

[3, с. 89]. Указанные признаки соотносятся с взаимодействием двух ведущих

функций газеты; информационной и воздействующей, которые неравномерно

распределяются по газетным жанрам и находятся в соответствии с двойственной

природой газеты, призванной как информировать, так и убеждать,

воздействовать.

Исследование языковых средств газеты свидетельствует о четком

размежевании информационных и передовых статей по реализации двух названных

функций. Первые по характеру использования языковых средств приближаются к

научно-деловому стилю, обладая чертами фактологичности, документальности в

передаче информации. Вторые имеют открыто оценочный, ярко публицистический

характер и направлены на агитационное воздействие, по определенным

параметрам сближаясь с художественной прозой.

Информационный материал составляют статьи, в которых присутствие

авторского «я» сведено к минимуму, т.е. нередко даже не указывается фамилия

их создателя. Сюда можно отнести материалы, связанные с беспристрастной

передачей разного рода событий внутренней и внешней политической жизни,

коротких информационных сообщений, коммюнике.

В передовых статьях, наоборот, факторы субъективной оценки оказывают

решающее влияние на использование языковых средств, реализующих

коммуникативные задачи убеждения, директивности, критического осмысления

происходящих событий, т.е. в языке преломляется субъективное стремление

коллектива авторов воздействовать на политические, мировоззренческие

позиции «широкого» читателя. Языковые средства приобретают здесь ярко

выраженный экспрессивный характер, что особенно отражается на синтаксисе,

который направлен на формирование речи логизированной, расчлененной, с

резко и ясно обозначенными акцентами [6, с. 58].

Как бы промежуточное положение по функциональной направленности

занимает в газете большое количество статей, в которых оценочные и

интеллектуализованные начала переплетаются, сосуществуют друг с другом,

т.е. информация подается с той или иной степенью присутствия авторской

позиции, как это имеет место в репортаже, комментарии. Чередование здесь

элементов экспрессивного и стандартизированного плана, их переход друг в

друга призваны привлечь, поддержать интерес читателя.

Противопоставление информационных и передовых статей не означает, что

в первых вообще отсутствует элемент экспрессивности, а вторые представляют

собой сплошной поток экспрессивных речевых единиц, теоретический характер

носит и противопоставление функций воздействия и сообщения (соответственно

стилей «воздействия» и стилей «сообщения» [7, с. 9]). В широком

коммуникативном плане эти две функции, с одной стороны, противопоставлены,

с другой – сопоставлены, находятся во взаимодействии друг с другом. В

качестве характерного примера стиля «сообщения» обычно приводится научный

стиль энциклопедических статей, примером стиля «воздействия» служит язык

художественной литературы. Однако едва ли возможно полностью исключить

вероятность появления элементов экспрессивного плана в энциклопедических

статьях, а интеллектуализованных элементов в языке художественной

литературы.

Проводимое противопоставление рассматриваемых стилевых подразделений

(информации и передовых статей) является в известной степени относительным

еще и потому, что стиль передовой статьи имеет обще признаки не только с

художественным языком, но и с научным, характеризуясь чертой аналитичности.

В свою очередь, информационные сообщения характеризуются определенным

динамизмом при передаче последовательности событий, что сближает их с

языком авторского художественного повествования.

Вместе с тем элементы воздействия (экспрессивно-эмоционально-

оценочного плана) в научном стиле всегда выступают как внесения [7, c. 120]

подобно тому, как элементы сообщения в художественном стиле подчинены

реализации определенных стилистических задач, в свою очередь, связанных с

реализацией общей эстетически воздействующей функции. Присутствие элементов

экспрессии не является определяющим фактором и в газетной информации, так

же как и «информативность» передовицы подчинена реализации воздействующей

функции.

Некоторые исследователи относят к газетному стилю только

информационные материалы [1, с. 177; 4], которые в свое время послужили

основой для создания первых газет. Однако в газетах сегодняшнего дня

приоритет получают, по-видимому, именно факторы оценки, воздействия, в чем

можно убедиться, читая, в частности, советские газеты или газеты

коммунистической прессы капиталистических стран, в которых информационным

материалам объективного характера обычно предшествует экспрессивно-

эмоционально насыщенная, выдержанная в строго публицистическом тоне

передовая статья – «флаг» номера. Функциональная направленность на

воздействие языка передовых статей служит благоприятным фактором для

раскрытия здесь лингвостилистических ресурсов создания экспрессивности:

использования контрастного сочетания элементов книжной и разговорной речи,

метафор и других средств создания образности языка, а также большого

разнообразия приемов экспрессивного синтаксиса: инверсии, антитезы,

параллелизма, повторов, эллипсиса и др. Однако основным источником создания

экспрессивности в широком смысле слова является фактор оценочности,

выступавший в противопоставлении интеллективному характеру языка

информационных сообщений.

В отличие от языка художественной литературы экспрессивность передовой

статьи ориентирована на массового читателя, характеризуется социально-

коммуникативной направленностью оценочности, а поэтому чертами

«открытости», «прозрачности». В языке художественного стиля оценочность

имеет индивидуализированную направленность как со стороны автора, так и со

стороны получателя информации [8, с. 130]. Ведущую роль здесь играют

фактор» контекста, подтекста, художественного замысла произведения.

Воздействующая функция художественного стиля имеет эстетическую ориентацию.

В информационных статьях элементы субъективной оценки не оказывают

решающего влияния на использование языковых средств. Единицы языка

принимаются здесь обычно в своем прямом номинативном значении, т.е. имеют

лишь один уровень понимания – семантический, в то время как в передовых

статьях к этому содержательному уровню понимания добавляется уровень

дополнительных значений, «коннотаций», приобретаемых в широком контексте

или синтагматическом окружении, например функциональных значений директивы,

критической оценки, побуждения к действию, призыва и т.п. На первый план

при выборе языковых средств в газетной информации выступают факторы

нахождения оптимального способа передачи информации, стимулирования к ней

интереса читателя. Как и в других газетных жанрах, в информационных

материалах возникает необходимость выгодным образом представить сообщение в

кратчайший срок и по возможности в сжатом виде. Формы, в которые облекаются

речевые сообщения, уже не несут экспрессивно-воздействующей функциональной

нагрузки, но должны быть удобны для восприятия и информационно емки.

Таким образом, в газете сосуществуют два качественно различных

функциональных единства: тексты передовых статей, ориентированные на

социальное воздействие, и тексты информационных сообщений, направленные на

передачу однозначной интеллективной информации. Представляется, однако, что

отмечаемая особенность свидетельствует не столько о разностильности языка

газеты, сколько о его экстралингвистически «запрограммированной»

полифункциональности, направленной в конечном счете на достижение единого

функционального эффекта воздействия. Своеобразным источником создания

экспрессии служит противопоставление экспрессивно маркированного языка

передовых статей на фоне нейтрального интеллективного языка информационных

сообщений. Следовательно, принцип диалектического объединения оценочных и

интеллектуализованных начал и взаимодействие информационной и

воздействующей функций в стиле газеты реализуется в данном случае за счет

языковых средств двух описанных выше функционально и жанрово-разнородных

текстовых массивов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Винокур Г.О. Культура языка. М., 1929.

2. Забелин В.В. Стилевая специфика языка газеты // Общая стилистика:

теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов. Калинин,

1990. С. 112–115.

3. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.

4. Кузнец М.Д., Скребнев Ю.М. Стилистика английского языка. Л., 1960.

5. Наер В.Л. О соотношении традиционного и оригинального в языке английской

газеты // Лингвистика и методика в высшей школе. М., 1967.

6. Солганик Г.П. Язык и стиль передовой статьи. М., 1973.

7. Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. М., 1986.

8. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты