рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Адвокатура на Украине рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Адвокатура на Украине

Адвокатура на Украине

План

1. Адвокатура в Украине в дооктябрьский период

2. Становление адвокатуры в советский период

3. Развитие и правовое оформление деятельности адвокатуры в независимой

Украине

Адвокатура в Украине в дооктябрьский период

Появление профессиональной адвокатуры в Украине связано с судебной

реформой 1864 г., которая провозгласила принципы независимости судей,

гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала

сословный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды.

Получив законодательное закрепление в судебных уставах, она стала новым

юридическим учреждением.

В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов

выполняли частные лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были

законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде

наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как правило, их

обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их

подачей и т. д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в

силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым

социальным слоям защиту их интересов в суде и других учреждениях.

По судебным уставам 1864 г. адвокаты разделялись на две категории —

присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные

объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких

корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных

органов (советов присяжных поверенных) и надзор за их деятельностью со

стороны судебных органов. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным

делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание

юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста,

имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в

качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного

поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных для кандидатов

устраивались экзамены с целью проверки их практической подготовленности.

Определенное распространение в это время получил институт помощников

присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое

образование, но нигде не служившие.

В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных

действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных.

Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи

должности были выборными. Выборы в совет проводились отдельно на каждую

должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на

общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.

Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он

принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную

практику, распределял «бесплатные» дела среди присяжных поверенных,

урегулировал различные споры между ними и т. д. Свои решения он принимал

большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной

палатой.

6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной

адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утверждения в должности

частного поверенного и получения права на участие в производстве

гражданских дел у мировых судей и в общих судебных установлениях было

получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе

которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.

В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал

до ноября 1917 г.

Становление адвокатуры в советский период

Декретом о суде №2 предусматривалась организация коллегий

правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих

депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация

местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного

обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных

обвинителей и общественных защитников. Кроме указанных обвинителей и

защитников в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и

один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность

правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и

защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов

коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение

бесконтрольной защиты в судах.

Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавливало, что для

содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств,

касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском

процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться

коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском

процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась

заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.

Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий

правозаступников, деятельность последних не отвечала тем требованиям,

которые государство к ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от

21 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую

форму судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как

общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность.

Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки,

составляемые в соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты

на суде от 23 ноября 1920г. Лица, привлекаемые в качестве защитников,

освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась

заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из

государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке

защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых

консультантов отделов юстиции. Такая форма организации защиты

просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло

адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать

юридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывались

коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии

защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с

последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В

дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии

защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов

коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в

государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих

государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей

юридических наук.

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде

обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители

предприятий, учреждений и ВЦСПС.

После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое

Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В

соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах

края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где

не было краевого (областного) деления, они организовывались в пределах

союзной республики.

Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое

образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической

работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного

года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех

лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие

стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции,

принимались в коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления

коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и

республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу

адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями

адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его

местные органы, которые были наделены весьма широкими полномочиями,

позволявшими им беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать

ими.

Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по

уголовным делам, в 30—40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует

отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном

судопроизводстве судебных работников, руководителей наркомата юстиции и

других правоохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли

постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г.,

установившие особый порядок судопроизводства по делам о террористических

организациях и террористических актах, контрреволюционном вредительстве и

диверсиях. Рассмотрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без

участия обвинения и защиты.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что

коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также

оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и

организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц,

занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения,

утвержденного Верховным Советом союзной республики.

В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение

было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон

«Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и

деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной

республики действовало свое положение об адвокатуре.

Развитие и правовое оформление деятельности адвокатуры в независимой

Украине

19 декабря 1992 года Верховный Совет Украины принял Закон "Об

адвокатуре" № 2887-XII. Согласно Закону адвокатура Украины является

добровольным профессиональным общественным объединением, призванным

содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан

Украины, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, предоставлять

им различную юридическую помощь.

Адвокатура Украины осуществляет свою деятельность на принципах

верховенства закона, независимости, демократизма, гуманизма и

конфиденциальности.

Закон об адвокатуре отдельно закрепляет норму, которая касается

гарантий адвокатской деятельности. Ей установлено, что профессиональные

права, честь и достоинство адвоката охраняются законом; запрещается какое-

либо вмешательство в адвокатскую деятельность, требование от адвоката

ведомостей, которые составляют адвокатскую тайну. По этим вопросам они не

могут допрашиваться как свидетели.

Не допускается официальное негативное реагирование со стороны органов

дознания, следствия, суда на правовую позицию адвоката в деле.

Криминальное дело против адвоката может быть открыто только Генеральным

прокурором, его заместителями и областными прокурорами.

Адвокатом может быть гражданин Украины, который имеет высшее

юридическое образование, стаж работы юриста или помощника адвоката не менее

двух лет, который сдал квалификационные экзамены, получил свидетельство на

право заниматься адвокатской деятельностью и принял Присягу адвоката

Украины. Для определения уровня профессиональных знаний лиц, которые имеют

намерение заниматься адвокатской деятельностью, создаются квалификационно-

дисциплинарные комиссии адвокатуры (на областном уровне). Эти комиссии

действуют в составе двух палат - аттестационной и дисциплинарной.

Аттестационная палата состоит из 11 членов. В нее входят четыре

адвоката, четыре судьи и по одному представителю от Совмина АР Крым,

областных, Киевской и Севастопольской городских Рад народных депутатов и

соответствующих управлений юстиции, а также отделения Союза адвокатов

Украины.

При Кабмине создается Высшая квалификационная комиссия адвокатуры. В ее

состав входят по одному представителю от каждой квалификационно-

дисциплинарной комиссии, Верховного Суда, Минюста, Союза адвокатов.

Организационные формы деятельности адвокатуры. Лицо, которое получило

свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью, имеет право

практиковать индивидуально, открыть свое адвокатское бюро или объединяться

с другими адвокатами в коллегии, фирмы, конторы и другие адвокатские

объединения, которые действуют в соответствии с Законом об адвокатуре и

своими уставами.

27 апреля 1993 года Кабинет Министров Украины принял постановление "О

порядке регистрации адвокатских объединений" №302 (изменения от 8 июня 1996

года №621 и от 7 марта 1998 года №283). Согласно постановления,

деятельность адвокатских объединений основывается на принципах

добровольности, самоуправления, коллегиальности и гласности. Они

регистрируются в Минюсте, после чего сообщают местным органам власти о

своей регистрации, а адвокаты - о получении свидетельства.

Адвокаты Украины выполняют по Закону такие функции: дают консультации и

разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки

относительно законодательства; составляют заявления, жалобы и другие

документы правового характера; свидетельствуют копии документов в делах,

которые они ведут; осуществляют представительство в суде, других

государственных органах; предоставляют юридическую помощь предприятиям,

учреждениям, организациям; осуществляют правовое обеспечение

предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и

юридических лиц; исполняют свои обязанности, предусмотренные криминально-

процессуальным законодательством, во время дознания и предварительного

следствия.

Профессиональные и социальные права адвоката, его обязанности. К

профессиональным правам адвоката Закон относит: представительство, защита

прав и законных интересов граждан и юридических лиц по их поручительству во

всех органах, учреждениях, организациях; сбор ведомостей о фактах, которые

могут быть использованы как доказательства в гражданских, хозяйственных,

криминальных делах и делах об административных правонарушениях. Закон

предоставляет право адвокату иметь помощника.

В соответствии с Законом адвокаты пользуются правом на отпуск и на все

виды помощи по государственному страхованию. Относительно размера взносов в

него, то они уплачиваются адвокатом как лицом, которое занимается

деятельностью, основанной на личной собственности физического лица и

исключительно на его труде.

Оплата труда адвоката осуществляется на основании соглашения между

гражданином (юридическим лицом) и адвокатским объединением или адвокатом. В

случае участия последнего в криминальном деле по назначению и при

освобождении гражданина от оплаты юридической помощи из-за его мало

обеспеченности оплата труда адвоката осуществляется за счет государства.

Если договор разрывается досрочно, оплата труда проводится за

фактически выполненную работу. При ненадлежащем выполнении поручения

внесенная плата возвращается гражданину или юридическому лицу полностью или

частично, а при возникновении спора - по решению суда.

Если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый признает свою вину в

совершении преступления, адвокат, при наличии оснований для этого, должен

отстаивать перед судом, следователем, прокурором его невиновность. При этом

он обязан согласовать свою позицию с подзащитным, поскольку коллизия между

позициями адвоката и подзащитного является неприемлемой. Адвокат не может

признать доведенной вину своего подзащитного, если последний ее отрицает.

Адвокат обязан сохранять адвокатскую тайну, предметом и содержанием

которой являются обстоятельства, которые вынудили гражданина или

юридическое лицо обратиться к адвокату, а также содержание консультаций,

советов, разъяснений и других ведомостей, полученных адвокатом во время

осуществления профессиональных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность адвоката. Дисциплинарное производство

против адвокатов осуществляется дисциплинарной палатой, которая создается в

квалификационно-дисциплинарных комиссиях в составе 9 членов: пяти

адвокатов, двух судей, по одному представителю от управления юстиции,

Совмина АР Крым, областной, Киевской и Севастопольской местных гос.

администраций, отделения Союза адвокатов Украины.

Дисциплинарная палата рассматривает жалобы граждан, а также отдельные

постановления судов, постановления, представления следственных органов,

заявления адвокатских объединений, предприятий, учреждений, организаций на

действия адвокатов; решает вопрос о привлечении адвоката к дисциплинарной

ответственности и рассматривает возбужденные по этим вопросам дела.

К адвокату могут быть применены такие дисциплинарные взыскания:

предупреждение, приостановление на срок до одного года действия

свидетельства о праве заниматься адвокатской деятельностью, а также его

аннулирование. Адвокат может быть подвержен дисциплинарному взысканию не

позднее одного месяца со дня выявления проступка. Оно не может быть

наложено позднее шести месяцев со дня его совершения.

Через шесть месяцев со дня наложения взыскания дисциплинарная палата

может снять его досрочно при безупречном поведении адвоката и честном

отношении к исполнению обязанностей.

1 октября 1999 года Высшая квалификационная комиссия адвокатуры при

Кабинете Министров Украины утвердила "Правила адвокатской этики" за №6/VI.

Конституция Украины в статье 59 провозгласила наиважнейшую социальную

функцию адвокатуры - обеспечение права на защиту от обвинения и

предоставления правовой помощи при разрешении дел в судах и других

государственных органах.

Роль единого независимого профессионального правозащитного института,

который призван защищать права и свободы, представлять законные интересы

лица в государственных властных структурах на закрепленных Законом Украины

"Об адвокатуре" принципах верховенства закона, независимости, демократизма,

гуманизма и конфиденциальности, реализуется адвокатурой в сложной системе

правоотношения. Адвокат при осуществлении своей профессиональной

деятельности выступает носителем обязанностей, иногда противоречивых, по

отношению к:

- клиентам;

- судам и другим государственным органам;

- адвокатуре в целом и отдельным адвокатам;

- обществу в целом.

Чрезвычайная важность функциональной нагрузки адвокатуры требует от

адвокатов следования высоким этическим стандартам поведения; в то же время

специфика, комплексный характер обязанностей, которые лежат на адвокатуре,

оговаривают необходимость сбалансирование служения адвоката интересам

отдельного клиента с интересами общества в целом, соблюдением принципов

законности и верховенства права.

Успешное достижение цели само регуляции профессионального поведения

адвокатов на таком высоком уровне, который предусматривает учет сложного

соотношения разноплановых обязанностей адвоката, их приоритетов и

конкретного воплощения в ситуациях, когда такие обязанности вступают в

противоречие друг с другом, а также поиски пути их реализации, которое

оптимально отвечает призванию и статусу адвокатуры, диктует необходимость

установления правил профессиональной адвокатской этики, которые должны

стать путеводителем адвоката в избрании надлежащих вариантов

профессионального поведения.

Выработка адвокатурой и соблюдение адвокатами особых требований и

правил рассматривается мировым адвокатским сообществом как необходимая

краеугольная предпосылка полноценного функционирования адвокатуры,

выполнение ею важной социальной роли в демократическом обществе.

Закон Украины "Об адвокатуре" предусматривает соблюдение Правил

адвокатской этики как одного из основных обязательств адвоката, которые он

берет на себя, принимая Присягу адвоката Украины.

Исходя из приведенных рассуждений, были созданы эти Правила с целью

унифицированного закрепления традиций и опыта украинской адвокатуры в сфере

толкования норм адвокатской этики, а также общепризнанных норм и правил,

принятых в международном адвокатском содружестве.

Они призваны служить системой ориентиров для адвокатов Украины при

сбалансировании, практическом согласовании ими своих многообразных

профессиональных прав и обязанностей в соответствии со статусом, основных

заданий адвокатуры и принципов ее деятельности, определенных Конституцией

Украины, Законом Украины "Об адвокатуре" и другими законодательными актами

Украины, а также должны закрепить единую систему критериев оценки этических

аспектов поведения адвоката в дисциплинарном осуществлении квалификационно-

дисциплинарных комиссий адвокатуры при обжаловании действий адвоката

таких, которые нарушают присягу адвоката через нарушение Правил адвокатской

этики.

Нормы этих Правил не отменяют и не заменяют положений действующего

законодательства об адвокатуре, а дополняют и конкретизируют его.

Литература

1. Конституция Украины

2. Закон "Об адвокатуре" от 19.12.1992г

3. Святоцкий О. Д. Медведчук В. В. Адвокатура история и современность.

– Київ “Ін Юрс”, 1997

4. Ковальский В. С. Адвокатура Украины. – “Юрінком інтер”, 2000.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты