|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Становление государственности в странах ВостокаСтановление государственности в странах ВостокаСОДЕРЖАНИЕ 1.Введение. ………………………………………………………….………стр. 3 2.Основная часть: а) Глава I. Возникновение и развитие государства в Древнем Египте ……………………………………………………...………стр. 6 б) Глава II. Возникновение и развитие государства в Древнем Вавилоне …………………………………………………………..стр.20 в) Глава III. Сравнительная характеристика Древнего Египта и Древнего Вавилона ……………………………………………...стр. 32 3.Заключение. ……………………………………………………………....стр. 35 4.Библиография…………………………………………………………….. стр. 37 ВВЕДЕНИЕ Тема моей курсовой работы: «Возникновение и развитие государств на Древнем востоке». Содержание моей курсовой работы, даёт возможность курсанту- первокурснику, осмыслить историю Древнего Востока, в частности, Древнего Вавилона и Египта, без идеологической окраски, с учётом данных новых исследований по этой теме. Если учесть, что шумеры, вавилоняне, и египтяне, были первыми, кто сумели реализовать свой потенциал становления государства таким образом, что ещё долгие годы ни одно государство, не могло достигнуть таких поразительных результатов, в столь короткие сроки; то в наши дни периода становления государственности Украины, должен проявляться повышенный интерес к вопросам становления государства, и данная тема, становится всё более актуальной и востребованной. Объектом моего исследования, является история развития государств Древнего Востока, на примере Древней Вавилонии, и Древнего Египта. Предметом моего исследования, является процесс становления государств, в свете экономической ситуации на тот период в выше перечисленных государствах. Почему для описания ситуации Древнего Востока, я выбрала эти страны? Потому, что эти две страны, обладая чрезвычайно выгодным экономико- географическим положением, объединили в себе, все достижения Древнего Востока за предыдущий период. Вследствие чего, переходя от анализа частного, к общему мы можем описать ситуацию всего Древнего Востока. Теперь, перейдём к анализу литературы, использовавшёйся при проведении моих исследований. Правовая оценка законов Хаммурапи. Законы Хаммурапи - первый в истории достаточно весомый и многогранный свод правовых норм, и административных актов. Сложившихся на основе более ранних законов, обозначивших права и обязанности населения, определившихся на основании юридических казусов, за предыдущий период. В этих статьях, рассматриваются возможные варианты решений суда, в различных ситуациях, на основании предыдущей практики судопроизводства. Данный свод законов, позволяет в полной мере представить культуру, быт и отношения между жителями стран Древнего Востока в XVIII веке до нашей эры. Важным по содержанию, оказалась и 125 глава книги мёртвых, являющаяся, важным и неоспоримым свидетельством высоких моральных устоев древнеегипетского общества. Наиболее значимую роль при проведении исследований, сыграло пособие Васильева Л.С. «История Востока» В этом издании, наиболее полно, грамотно, систематично, и логично, изложен материал, по вопросам возникновения и становления, развития и дальнейшего упадка государственности в странах Древнего Востока. В частности, большое внимание, уделяется истории Египта, как страны, достойной роли, первого в мире государства с централизованным имперским управлением. Учебное пособие, подкреплено сборником законодательных актов того времени. В книге И.М. Денисова «Основные черты древнего общества», наиболее полно раскрывает структуру древневавилонского государства, отношения, царящие между различными слоями населения. И что наиболее важно, смог наиболее полно описать тенденцию развития рабовладельческого общества, которая в конечном итоге, и погубила его. В связи со значительным объёмом работы, я остановилась, только на кратком обзоре источников литературы. Теперь, перейдём к структуре курсовой работы. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка изученной литературы. В свою очередь, основная часть работы состоит из 3 составных частей: 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Египте. 2. Возникновение и развитие государства в Древнем Вавилоне. 3. Сравнительная характеристика становления государства в Древнем Египте и Вавилоне. Структура основной части, построена таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть тему курсовой работы 1. Анализ возникновения и развитие государства в Древнем Египте. 2. Анализ возникновения и развитие государства в Древнем Вавилоне. 3. Сравнительная характеристика становления государств, в Древнем Египте и Вавилоне. Заключение содержит основные выводы по содержанию работы. ГЛАВА I ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Страна, население. Египет расположен в долине нижнего течения реки Нил, в северо-восточной Африке. Благодаря своим естественным границам Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних стран. Египет представляет собой типичную ирригационную область, орошаемую одной рекой – Нилом (по-древнеегипетски «Хапи»), которая берёт своё начало в Центральной Африке. Долина Нила была богата полезными ископаемыми, строительными материалами, вследствие чего страна долгое время не испытывала особой потребности в развитии обмена и натуральная форма хозяйства в ней сохранялась дольше, чем в Южном Междуречье. [5,121] Население Египта образовалось из смешения африкано-хамитских ливийцев, древних нубийцев и азиатских семитов. Необходимость регулирования орошение долины Нила потребовала создания крупных ирригационных сооружений. Для этого понадобилось большое количество рабочей силы и централизованное руководство работами. Это обстоятельство объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно централизованного государства. Образование Египетского государства. Возникновение государства в Египте происходит приблизительно в пятом тысячелетии до н. э., в результате разложения родового общества, выделения родовой знати (старейшин и вождей) и появления рабства. В пятом тысячелетии до н. э. в Египте создаётся несколько десятков примитивных образований – номов, которые после долгих войн в середине четвёртого тысячелетия, объединились сначала в два царства – нижний Египет и Нижний Египет (Южное и Северное). А затем, после кровопролитной войны, образовали к исходу четвёртого тысячелетия до н. э. одно централизованное государство. Образование номов, группировка их в два царства и последующее объединение в одно государство, были вызваны растущим классовым расслоением и необходимостью централизованного руководства системой ирригации Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе (около 3000 г. до н. э.) подверглось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, причём это был процесс мучительный, кровавый, насильственный. Аналогичные процессы, происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока. А также в Древней Греции и в Риме. Египет, стал вторым по хронологии, после Шумера центром, где сформировались древние цивилизация, культура и государственность, оказавшие мощное влияние на средиземноморские цивилизации последующего периода и на всю мировую историю. В отличие от Месопотамии, древнеегипетская государственность практически не прерывалась, заложив единую традицию организации, мало изменившейся на протяжении более чем двух тысячелетий. [5,140] Система государственной администрации. Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем остались почти неизменными. Центральными институтами этой организации была царская власть и особая система взаимоотношений центра с отдельными областями страны. [5,141] Правителю Египта (инсибайа – древней эпохи, фараон – Нового царства) принадлежала царская власть, священная по своему происхождению и почти не ограниченная в своих полномочиях; фараоны были наиболее выраженными носителями принципов древневосточной монархии, как типа государства. Согласно египетской доктрине, власть фараона создана и укреплена богами, правитель – носитель их воли в стране. Он ведёт религиозные церемонии, регулирует управление, вмешиваясь в конфликты между администрацией и обычаями (сам не управляет!), реставрирует храмы, посылает экспедиции, организует работы, назначает главных администраторов. В управлении фараон проявляет волю бога Тота, издавая указы, но в идее всё должно соответствовать древним обычаям и канонам. Поэтому одна из опор власти – архивы храмов. Правитель считался гарантом единства страны, в области внешней политики он поддерживал «космический порядок». Традиционно, власть считалась наследственной, однако египетская династия – это было более широкое понятие. Допускалось наследование престола женщинами (причём их последующий муж воспринимал от них звание правителя), другими родственниками. Естественным считалось наследование родственниками- мужчинами (братьями); чтобы передать престол сыну, нужно было обосновать это политически – как правило, ещё царствующий фараон проводил коронацию своего наследника. [5,150] Главной фигурой администрации был, чати – великий управитель, должность которого возникла в Древнем царстве; примерно с XXII века её доверяли только родственникам царя. Он считался казначеем богов, «тайным советником для варварских стран», начальником всех работ и поручений – т. е. практически вся полнота управления принадлежала ему, а не царю. Чати был также верховный судьёй – начальником т. н. «6 великих палат». В египетских правилах, чати должен быть в курсе всех дел в стране: «Управителю, должно быть доложено и о закрытии мест в такой-то час, и об открытии их. Ему докладывают о крепостях юга и севера, и обо всём выходящем из царского дома, и о входящем туда, ибо всё входит и выходит через его посланца; ему докладывают о себе наместники, затем они идут к царю на совет…» [10,58] Дворцовая администрация была мало специализированной. Выделялись главный раздатчик хлебов, виночерпий, интенданты, верховный маг, хранитель печати; одной из важных должностей было звание начальник книжной палаты и архива царя, контролирующий все государственные акты. Но должности эти были скорее почётными званиями и обязанностями, доверяемым вельможам. [5,152] Египет административно делился на области – номы, номы – на округа- топы, затем на общинные округа. Правитель нома обладал административными и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. Номархи жили в столице, а делами ведали их официальные заместители. Помощниками были писцы и царские судьи. Рядом с номархами были и руководители военных отрядов. Основной фигурой древнеегипетской администрации был писец. Писцы вели всё делопроизводство, выполняли административные поручения, раздавали продукты, собирали налоги, руководили общественными работами. Они были целым сословием, попасть в которое было сложно, а должность эта давалась, вместе с государственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Египетская знать была порождена государственной службой, и вельможу нельзя было себе представить без служебного поста, функций, полномочий должности. [5,155] Военная организация. Ещё одной особенностью древнеегипетской государственной системы было раннее обособление и сильное развитие военной организации. Номинально, верховным руководителем войска был фараон, но уже с самой древности рядом с ним была должность высшего воинского начальника, ответственного за комплектование, снаряжение, обучение войск. Постоянное войско появилось уже в период Раннего царства, хотя вооружено было только медными топориками и щитами. При фараонах 12 династии (XIX-XVIII вв. до н. э.) обособилась своего рода гвардия, охранявшая царя и столицу; появилась и должность градоначальника столицы. Армия делилась на две части: пешее войско и колесничное (конницы не было, хотя верховую езду египтяне освоили около 1500 г. до н. э.). Половина армии постоянно размещалась на юге страны, половина – на севере. Тактической единицей был отряд в 50-200 воинов со своим стягом; каждые 5 воинов подчинялись своему старшему. Оружие было государственным и выдавалось только для похода (в пехоте были стрелки из лука и копейщики). На особом положении были колесничные войска. Корпус колесничих был своего рода военно-дипломатической академией, его было необходимо пройти, чтобы получить высокие должности в армии. В XII в. до н. э. появился профессиональный флот. [4,266] Древний Египет дал истории права, пожалуй, первый пример специального военного законодательства, приписываемого фараону Сесострису. Поступившие в военную службу становились сословием воинов, они были обязаны жить сообща, постоянно упражняться во владении оружием и в воинском мастерстве. Воины не имели права заниматься другими делами, не должны были отлучаться из мест расположения. Неподчинение начальникам, умышленное дезертирство считалось тяжким уголовным преступлением. Суд и законы. Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение привилегий царской власти; 2) традиционные привилегии жречества. Судебная деятельность тесно связывалась не с администрацией (хотя высшим судьёй был главный управитель), а с традициями жреческой власти, носящей, характерные черты рабовладельческого общества этого этапа развития. В настоящее время, наука не располагает точными данными, касательно древнеегипетского законодательства. Но как мне кажется, прототипом, будущего законодательства, может выступать 125 глава «Книги мёртвых». Этот сборник религиозных догм, регулирующих отношения и быт между древними египтянами на основе местных религиозных традиций. В более поздний период содержание 125 главы, преобразовалось в законы морали, ставшие позже, основой обычного права. Суд был бесплатным для поданных. [4,270] Основной категорией дел номовых судов, были финансовые и налоговые дела. Так как ежегодно, все египтяне были обязаны объявить в области о своём имени, местожительстве, имуществе и доходах – с этого исчислялись продуктовые или натуральные повинности (до 1 тыс., до н. э., египтяне не знали денег в собственном смысле этого слова). Уголовные дела рассматривали специальные или более высокие суды: «6 великих палат». Во главе всей высшей системы был Высший суд из 30 судей (в период Позднего царства). Председатели носили особые знаки – золотые цепи. Египетский суд решал дела без мотивации: только «да» или «нет» в ответ на обвинение. Дача показаний обуславливалась принесением присяги. Известны случаи судебных пыток (битьё палками) для понуждения к «говорению истины». В применении права судьи должны были, руководствоваться обычаями и традициями. Идеи о соответствии судебного решения точному предписанию закона ещё, по-видимому, не было. Хотя кодифицированные (т. е. объединённые в кодекс и систематизированные) законы в Египте были. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту (Гермесу Тримегисту греческой традиции): ещё при основании государства древности он якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых книги 2-13 посвящались прерогативам царя и законам правления. К IIX в. до н. э. относится издание фараоном Бокхорисом особого кодекса, где большое место отводилось регулированию сделок, торгового оборота, разного рода договорам (весьма своеобразным в египетском праве). Кодексы «свитки» содержались как величайшая святыня в архивах «6 палат»: в одном из древнеегипетских литературных произведений, описавших перипетии 1-го переходного периода, как о величайшей трагедии говорилось, о гибели этих свитков. [4,272] Административный строй Древнеегипетского государства отличался большей и самостоятельной ролью храмовой администрации, замкнутой на области-номы; именно она, главным образом, выполняла, через писцов, хозяйственно-распределительные и финансовые функции. Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н. э.) Первый длительный период стабильной и эффективной центральной власти в Египте приходится на годы третьей – шестой династий, это период так называемого Древнего царства (по периодизации Манефона). Именно в это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство, как единый и до предела жестокий хозяйственный организм. В рамках которого, садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим, с ежегодным и щедрым удобрением почвы илом, Столицей страны был основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта Мемфис. Фараоны, начиная с правителей третьей династии, были уже не просто обожествлёнными царями – они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им. Именно эти соображения и легли в основу строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до наших дней являются величественными символами древнего Египта – гения мастеров, труда строителей, всевластия и божественного статуса правителей. Пирамиды фараонов третьей и четвёртой династий Джосера (Джесера), Снофру (Снефру), Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и ряда других поражают своими размерами: крупнейшая из них пирамида Хеопса имеет километр в периметре у основания и достигает в высоту 147м., строили эту пирамиду, по зафиксированным греческим историкам преданиям, около 100тыс. человек на протяжении 20лет. [5,292] Начиная с пятой династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль – видимо, централизованная администрация стала ослабевать и уже не могла с легкостью мобилизовывать десятки тысяч людей и тратить огромные средства на престижные и дорогостоящие сооружения. Пирамиды фараонов пятой и шестой династий были невелики и строились плохо, зато гробницы вельмож стали блистать богатством, что косвенно свидетельствует об укреплении позиций местной знати. [5,301] Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла немалую роль в формировании специфических черт древнеегипетской структуры, которая известна науке отнюдь не во всех её важных деталях. Здесь стоит упомянуть, о характере источников – намного более скудных, нежели то имело место в Двуречье с его сотнями тысяч начертанных на глиняных табличках документах хозяйственной отчётности, - не позволяет делать далеко идущие выводы. Напротив, заставляет строить предположения и оговариваться даже тогда, когда речь заходит о самом основном, например, о формах хозяйства. Об организации производства и даже об образе жизни населения. Можно предполагать, что некогда, на весьма раннем этапе существования государственности, формой организации и образа жизни населения была – как это всегда и везде бывало – земледельческая община, т. е. коллектив земледельцев, обрабатывавших общую поделённую на семейные наделы землю, связанных взаимопомощью, системой реципрокных обязательств и выплачивавших налоги властям. Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного рода социально-хозяйственных структур даже применительно к прошлому. Скорее всего, это было связано с тем, что в те времена, которые описаны в текстах, общины уже не было, не существовало и независимых от власти и неподконтрольных ей полноправных общинников типа тех, что всегда численно преобладали в Двуречье. [5,303] Похоже на то, что древнеегипетская община, в силу каких-то весомых причин, одной из них следует считать сам характер хозяйства в узкой полосе вдоль Нила с постоянной зависимостью от его разливов и необходимостью коллективного, и руководимого из центра труда по преодолению последствий этих разливов, оказались практически целиком поглощённой властью. Которая была инкорпорирована в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств. Что же касается структурной характеристики всех упомянутых крупных хозяйств, то они, судя по имеющимся сведениям, были в принципе однотипны и схожи по типу с храмовыми и государственными хозяйствами Двуречья той поры, когда уровень централизации администрации и регламентации работ был там максимальным. Так, есть основание считать, что в древнеегипетских хозяйствах были обрабатывавшиеся отрядами работников, «слуг царя», большие поля, урожай с которых шёл в казённые амбары. Сами же «слуги царя» получали либо выдачи из казённых амбаров, либо наделы, за пользование которыми они, возможно, тоже платили налоги. Встречаются упоминания о том, что «слуги царя» получали орудия труда из складов хозяйства, пользовались казённым рабочим скотом, посевным зерном и т. п. По правоспособности, «слуги царя» явно не принадлежали к числу полноправных. Среди них были не только земледельцы, но и ремесленники различных специальностей. В изображениях много сцен, красочно рисующих работу в различных мастерских, от ювелирных и ткацких до булочных и пивоварен, причём все они подчинены начальникам, нередко изображавшимся с плётками, палками и иными не двусмысленными символами их власти. Эти картины заставляют поставить вопрос о том, были ли вообще в египетском обществе Древнего царства полноправные? Похоже, что ответить на него так же нелегко, как и на тесно связанный с ним вопрос об общине. [5,301] Египетское государство периода Древнего царства было мощным и хорошо организованным аппаратом власти, опиравшимся на генеральный принцип власти-собственности. Государственное хозяйство господствовало беспредельно: все причастные к власти именно в силу служебного положения владели своим имуществом, включая не только должностные, но и личные владения. Данные о купле-продаже и о частных приобретениях рыночного характера применительно к Древнему царству буквально единицы, причём часть их, по меньшей мере, спорна. Но всё-таки к концу периода, описанная выше структура, под влиянием процесса приватизации стала деформироваться. Начинался новый период. Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.) Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуществлялась под знаком ожесточённой борьбы власти центра с сепаратистскими тенденциями на местах. В годы правления двенадцатой династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже несколько оттеснившее собой влиятельное жречество. Большую силу при дворе стала играть и армия. Солдаты и их начальники за свою службу получали должностные наделы и щедрые награды. Всё это способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации, что с наибольшей силой проявилось на примере строительства гигантского водохранилища в районе Фаюма. В период правления Аменемхета III, огромная естественная котловина в районе Фаюмского оазиса была с помощью серии дамб, плотин, каналов и шлюзов превращена в Меридово озеро – крупный искусственный резервуар. Позволявший накапливать избыток вод Нила в период разливов и тем регулировать уровень его вод, орошать многочисленные новые плодородные земли в округе. Этот грандиозный проект, равно как и выстроенный здесь же, рядом с гробницей фараона, огромный лабиринт, впоследствии рассматривались греками как шедевры строительного искусства египтян. Новое царство (XVI – XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта. Преемники Яхмоса, особенно, Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта, как на севере, так и на юге. По всей стране, развернулось грандиозное строительство, прежде всего храмовое. На смену разрушенным гиксосами и пришедшим в упадок храмовым строениям пришли новые и величественные каменные громады, среди которых выделялся великолепием и размерами столичный храмовый комплекс бога солнца Амона в Фивах. Правивший после смерти мачехи Тутмос III, сын Тутмоса II, закрепил достижения предшественников, покорив Сирию и Палестину, расширив южные пределы страны до четвёртого нильского порога. Его большое и хорошо организованное войско, основную силу которого составляли запряженные лошадьми боевые колесницы, практически не знало поражений. Колоссальная военная добыча, включая и пленников, мощным потоком текла в Египет, где она оседала в кладовых храмов, в хозяйствах царя и его сановников. Преемники Тутмоса III, активно продолжали его политику, успехи которой вызвали к жизни необходимость в некоторых реформах. [4,553] Реформы коснулись, прежде всего, системы управления. Страна была разделена на две части, север и юг, во главе которых были поставлены подчинённые фараону наместники, облечённые широкими полномочиями. Бывшие ещё недавно независимые номархи, превратились в чиновников, каждый из которых имел свою канцелярию с писцами и служащими и отвечал за управление номом. Особые начальники управляли городами и крепостями, а также завоёванными районами (в качестве наместников). Деятельность всех администраторов строго определялись специальными нормами и инструкциями, содержание которых известно по сохранившимся в гробницах текстам. Есть в текстах и упоминания о 40 кожаных свитках, бивших, возможно, чем-то вроде свода законов и предписаний, коими должностные лицами обязаны были руководствоваться (сам этот свод до нас не дошёл). Став сильной военной державой, империей, в которую были включены завоёванные народы, и границы, которых дошли на север до Евфрата, Египет вступил в активные внешнеполитические связи с другими государствами Ближнего Востока. С Митаннийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии, причём именно от этой эпохи в египетских архивах сохранилось немало ценных дипломатических документов (архивы Телль-Амарны), позволяющих представить картину международных отношений того времени. Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей. Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них, в качестве солдат-наемников, привело на рубеже II — I тысячелетий до н.э., к выдвижению на авансцену политической жизни страны, амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивавшихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников, Шешонк, в середине Х в. до н.э., захватил власть и положил начало 22 ливийской династии — первой из серии правивших Египтом чужеземных династий. Важной новой особенностью социальной структуры Египта Позднего царства становится усиление корпоративности. Суть этого явления, знакомого уже и Новому царству, сводилась ко все большей обособленности состоятельных слоев, будь то жрецы, воины или ремесленники различных специальностей. Наследственность занятий, способствовала замкнутости соответствующих корпораций, внутренние связи и взаимопомощь в среде которых, были особенно важны, в условиях развиваюшихся товарно-денежных отношений, при явном ослаблении централизованной администрации. По-прежнему существовали и имели немалую силу храмовые хозяйства, но теперь они все явственнее становились хозяйствами жреческо-культовых учреждений и тем самым исключались из сферы государственного хозяйства и соответственно большой политической ценности не имели.[4,576] Для государственного аппарата эллинистического Египта было характерно сочетание традиций фараоновской администрации с греко-македонскими принципами. За исключением нескольких полисов, типа Александрии, вся остальная страна традиционно делилась на номы, управлявшиеся чиновниками- стратегами. Номы подразделялись на топархии, а те — на поселения, комы. Во главе администрации стоял министр-диойкет, ведавший хозяйством и казной. Именно ему подчинялись упомянутые провинциальные администраторы. Судебная система была реорганизована в соответствии с нормами греческого права. [5,322] Подводя итог, всему вышесказанному, следует отметить, что египетский вариант развития, отличается от других примеров, своей тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и крайне замедленными в силу этого темпами приватизации. ГЛАВА II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ Примерно с середины IV тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры, в виде городов- государств. Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично использовали опыт предыдущих народов, на основании которых, они и стали строить свою, инновационную государственную структуру. В середине III тысячелетия до н. э., различные западно-семитские племена стали проникать в плодородную низменность Тигра и Евфрата, переходя от кочевого быта к осёдлому земледелию. Эти племена скотоводов, которые пасли свои стада овец в сухих степях между Сирией и Месопотамией, как говорится в надписях, ещё не знали «ни домов, ни городов» - у них не было «ни зерна, ни хлеба». Они пришли в Двуречье из земли Страны Запада (Марту) и потому, получили название аморитов. В конце III тысячелетия до н. э., в средней части Месопотамии появился город, носивший еще древнешумерийское название Кадингир. Возможно, что именно здесь, немного позднее, возник город Вавилон, ставший крупным торговым и культурным центром, столицей могущественного государства, в котором правили цари из аморитской династии. Многочисленные сохранившиеся документы, в частности древний свод вавилонских законов, административная переписка царя с местными чиновниками, строительные надписи, деловые документы, наконец, богатый архив, найденный в столице государства Мари, дают возможность подробно изучить историю этого времени. Дипломатические документы из архива в Мари рисуют яркую картину международных отношений, сложившихся в Передней Азии в XVIII в. до н. э. Южные шумерийские города были разобщены. Особенное значение, в этом отношении, имела Ларса. В этом городе, на тот момент правили эламские завоеватели, стремившиеся укрепить свое влияние в Южной, и даже Средней Месопотамии. [2,55] Землевладение. Наряду с постепенно распадающимся общинным землевладением в Вавилонии существовало и крупное царское землевладение. Цари считали себя вправе отчуждать земельные участки от общин и передавать их в качестве царского пожалования тому или иному сановнику. Войны увеличивали централизованный в руках государства земельный фонд. После победы над Римсином, Хаммурапи присоединил к Вавилонскому царству область Ларсы, а земли ее правителя присоединил к царскому земельному фонду. Право царя на выморочные земли также приводило к увеличению царского землевладения. Обрабатывали земли в крупных царских поместьях не только рабы, принадлежавшие царскому дворцу, но и арендаторы. В документах встречаются специальные термины для обозначения понятий «арендатор», «арендный документ», «арендованное поле». Арендная плата. Арендные договоры составлялись по особой форме. В этих договорах обозначались объект договора, размера арендной платы, которая уплачивалась натурой или в виде доли урожая, место и время уплаты, имена свидетелей и дата. Сдача земли в аренду сопровождалась особыми обрядами, которые указывали, что арендуемый участок становится владением держателя, но не является его собственностью. Очевидно, что государственная власть принимала меры к тому, чтобы арендатор не мог присвоить арендованную землю. Арендная плата называлась «зерно аренды». В соответствии с натуральным характером хозяйства и оплата взималась в виде определенного количества зерна или других продуктов. Иногда, в договорах указывается общий размер арендной платы, иногда же эта плата взималась с единицы поверхности, а иногда «согласно соседним полям» или «согласно слева и справа», т. е. Соответственно обычному размеру арендной платы в данной местности. В некоторых случаях арендная плата взималась в виде доли урожая. При аренде зернового участка обычно брали процентную долю урожая, при аренде садового участка — процент с урожая. Возможно, что при повышении урожайности арендная плата повышалась. Однако при понижении урожайности садового участка арендная плата не должна была снижаться. По ст. 65 законов Хаммурапи при уменьшении дохода вследствие плохой обработки земли арендная плата взималась исходя из средней доходности аналогичного участка в данной местности. Таким образом, закон гарантировал землевладельцу твердую норму арендной платы, которая не должна была уменьшаться. [3,22] При аренде целины, арендатор платил низкую арендную плату, которую он вносил только на второй год аренды. Иногда несколько арендаторов сообща арендовали поле, вместе его обрабатывали, поровну делили урожай после уплаты аренды и прочих расходов. Очевидно, что в постепенно разоряющихся общинах появлялось все больше бедняков, в связи с чем, возникла и субаренда; когда арендатор разбивал арендованную им землю на мелкие участки и в свою очередь, сдавал эти участки в аренду третьим лицам. Постепенно, крупные богатства сосредоточивались в руках отдельных богачей, владевших не только стадами, рабами, но также и землей. Эту землю богатые люди получали не только в виде царского пожалования, а иногда и скупали. Во многих документах из Ларсы, в качестве покупателей земель упоминаются одни и те же лица. Наряду с этим формировалось и мелкое крестьянское землевладение. В некоторых статьях законов Хаммурапи, упоминаются воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и должны были за это нести военную службу. Эти воины были обязаны выступать в поход по первому призыву царя. Если они не выполняли этой обязанности, они карались смертной казнью, а земельный надел у них отнимался. Воины получали и некоторые права: если они попадали в плен, то их следовало выкупить, причем земельный надел и имущество пленного воина получал его сын. Захват этого имущества считался преступлением и строго карался законом. Присвоение собственности воина, причинение ему вреда, отдача его в наем, отдача его «сильному» на суде, отнятие у него царского пожалования карались смертной казнью. Скот, поле, сад и дом, пожалованные царем воину-колонисту, не могли быть проданы. Охраняя, таким образом, имущественные интересы воинов, государство создавало значительную группу крестьян-землевладельцев, обязанных нести военную службу. Судя по некоторым документам, многие воины-колонисты были зажиточными людьми; они имели, помимо пожалованной, и собственную землю, которую, очевидно, могли сдавать в аренду. Право и судопроизводство. Судя по законам Хаммурапи и деловым документам этого времени, законодатель и власти стояли на страже интересов правящего класса богачей и рабовладельцев. [1,27] Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличенного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств. Законодатель строго наказывал человека, виновного в оскорблении свободного, в особенности «человека высшего (положения)». По статье 202-й, «если кто-нибудь ударит по щеке лицо «высшего (положения)», то следует публично ударить его 50 раз плетью». Возможно, что здесь имелось в виду наказание на мирской сходке, в общинном собрании или в ином общественном месте. А по статье 205-й, «если чей-либо раб ударит по щеке свободного раба, то должно отрезать ему ухо». [1,28] Нормы древнего обычного права, времени родового строя, порой переплетались с новыми нормами рабовладельческой эпохи. Так, за кражу со взломом виновного следовало убить и зарыть перед «этим» проломом (в стене), а за воровство при тушении пожара, вора следовало бросить в огонь на месте преступления. Поскольку здесь не могло быть вынесено судебное решение на основе законного судебного разбирательства, закон, очевидно, допускал самосуд — пережиток древнего обычного права. Таким же пережитком времени родового строя был закон эквивалентности возмездия или так называемое талионное право. По законам Хаммурапи, если человек повредил другому глаз, то «следовало повредить глаз ему самому». Если один ломал кость другому, то ему самому следовало сломать кость. Остатки обычного права скрещиваются с нормами права рабовладельческого времени. Так, строитель имел право на установленную законом плату за единицу застроенной площади, но в то же время нес ответственность за качество построенного дома. Если плохо построенный дом обваливался и причинял смерть домохозяину», то строитель подлежал смертной казни. Если же под развалинами дома погибал сын домохозяина, то следовало предать смерти не строителя, а его сына, так как, древний обычаи эквивалентности возмездия, требовал кровь за кровь. Но если обвалившийся дом убивал раба домохозяина, то строитель должен был лишь «отдать ему раба за раба». По новому рабовладельческому праву, раб считался имуществом. Поэтому ущерб, причиненный рабу, возмещался его хозяину. Новое право рабовладельческой эпохи, отразившееся в законах Хаммурапи, в некоторой степени способствовало дальнейшему разрушению остатков родового строя и укреплению рабовладельческого общества в целом. Хотя это новое право и сводится в ряд статей и принимает внешний вид «кодекса», отсутствие системы и хаотический подбор отдельных случаев (казусов), т. е. судебных решений по отдельным вопросам, придает ему весьма примитивный характер. Но все же законы Хаммурапи оказали большое влияние на позднейшее законодательство других древневосточных народов. [7,220] Судебная власть, в пределах общины, с древнейших времен находилась в руках священных властей, «старейших и именитых людей» округа, а затем города. Но с течением времени, общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение. Судебными функциями облекаются чиновники, назначаемые царем: наместники (шакканакку) и правители местности (рабианум). Появляются нормы процессуального права, которые требуют от судей не просто принимать показания свидетелей, скрепленные клятвой, а лично «исследовать дело». Закон карает виновного в лжесвидетельстве. За изменение судебного приговора на судью налагали штраф и запрещали ему впредь выполнять судебные обязанности. Всю систему бюрократического управления страной возглавлял царь, получивший, по учению жрецов, верховную власть как бы непосредственно из рук богов. Но, не смотря на все попытки, Вавилонское царство оказалось весьма не прочным. Все усилия Хаммурапи и его преемников укрепить государство не увенчались успехом. Шумерийский юг, во многом сохранял свою экономическую и культурную обособленность. Степные кочевники на западных границах страны и горные племена восточных районов, по-прежнему угрожали богатым городам Двуречья. Все эти причины привели к крушению Вавилонского царства под ударами касситских завоевателей. Усиление царской юрисдикции указывает на оформление прочной государственной власти. Страна и население. Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат — в Двуречье (по-гречески Двуречье называлось Месопотамией — Междуречье). Разложение первобытнообщинного строя приводит к появлению частного землевладения. Раньше всего в частном владении оказались так называемые высокие поля, т. е. искусственно орошаемые земли, которые требовали значительно большей затраты труда, чем естественно орошаемые земли. Наибольшие участки земли принадлежали родоплеменной знати, а также правителям «городов-государств». [1,29] Между верхушкой общества и зависимыми людьми, находилась основная масса населения — свободные крестьяне-общинники, жившие территориальными общинами. Община, являлась верховным собственником земли, которая не входила ни в царское, ни в храмовое хозяйства. Судебная власть в пределах общины с древнейших времен находилась в руках властей, «старейших и именитых», и храмовые суды все больше теряют свое значение. Появляются нормы процессуального права, которые требуют от судей не просто принимать показания свидетелей, скрепленных клятвой, а лично «исследовать дело». И те, и другие, могли быть богатыми или бедными, обладать или не обладать рабами и т. п., но в правовом отношении между ними проводилось, различие. [7,222] Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства. Патриархальный характер рабовладения, обусловил признание за рабами ряда личных и имущественных прав. Рабы дворца и ушкенумов, могли вступать в брак со свободными женщинами, и дети от такого брака считались свободными; они могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество, половина которого после смерти раба переходила его жене для воспитания детей, а другая половина — господину раба (ст.ст. 175 — 176 законов Хаммурапи); рабыня, родившая детей от свободного человека, после его смерти получала вместе с детьми свободу, а если отец таких детей при жизни признал их своими, они имели право на наследование имущества отца наравне с его детьми, рожденными от официальной жены (ст.ст. 170 — 171). [1,30] Государственный строй. По форме государственного устройства, древневавилонское государство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления, древневосточной деспотией. Власть вавилонских царей не была абсолютной. Им приходилось считаться с богатой торговой знатью, особенно в крупных городах, и делать им значительные уступки. Ряд исторических документов показывает, что три священных города — Вавилон, Ниппур и Сиппар — добились от царя льготных грамот, ограничивающих произвол царской власти при арестах, конфискации имущества и вербовке солдат. Характерно, что с этими льготными грамотами должны были считаться впоследствии ассирийские цари, завоеватели Вавилона. Царь был верховным руководителем и религиозного культа. Его власть переходила по наследству. Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которого входили также и земли храмов. Осуществляя верховное руководство ирригационным хозяйством и ирригационными работами, царь выступал как «объединяющее единое начало», стоящее над всеми мелкими общинами, как высший собственник, или единственный собственник» всей земли в государстве. В силу этого обстоятельства, «часть прибавочного труда общины принадлежит более высокой общине, существующей, в конечном счете, в виде одного лица, и этот прибавочный продукт дает о себе знать как в виде дани, так и в совместных работах для прославления единого начала — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, бога». Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый в литературе нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновников. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и т. п. Судебная система. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался, правом помилования преступников. Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума», которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а во втором — либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах, судебные функции осуществляли специальные «царские судьи», подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие: в соответствии с его инструкциями. Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были: весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы. [9,4] Хаммурапи заимствовал ряд положений из известного нам законодательства более раннего периода (древнешумерийские законы, законы Эшнуны и т. п.). В законах Хаммурапи не было еще разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл, для удобства пользования сборником расчленил текст на 282 статьи. В сборнике законов можно видеть известную группировку правовых норм. Так, ст.ст. 1 — 5 содержат положения процессуального характера, ст.ст. 6 — 126 посвящены регулированию имущественных отношений, ст.ст. 127 — 195 относятся к семейному и наследственному. праву, ст.ст. 196 — 214 предусматривают защиту личности, ст.ст. 215 — 282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Но такое деление условно, оно не фиксировано самим законодателем, а поэтому и сам сборник нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематическим и четким расположением правовых норм по отраслям права (гражданское, уголовное и т. д.) [3.29] Уровень развития законодательной техники в древневавилонском обществе был еще сравнительно низким. В законах Хаммурапи много очевидных пробелов, а также казуистических положений, представляющих собой запись отдельных случаев из судебной практики. Так, например, ст. 17 предусматривала вознаграждение за поимку беглого раба в степи, умалчивая, таким образом, о случаях, когда раб схвачен в городе или в каком ни будь другом месте.[1,31] За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочерёдно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию. Заново на развалинах далёкого прошлого, правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. Речь идёт не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со времён Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах), для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока. В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно- территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твёрдо опирались на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижения на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно- денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20- 30 % годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счёт частных собственников. [3,40] Законы Хаммурапи Знаменитые законы Хаммурапи – первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма чётко определявших права и обязанности населения. В частности, ограничивавших сделки частнособственнического характера. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерации статей нет). В которых нашли отражение различные и в большинстве, видимо, опиравшихся на прецеденты судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, анализ которых даёт представление о вавилонском обществе в. до н. э. В судебнике не выделены чётко не только статьи, но и разделы. Однако специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвящённых разным вопросам: общим принципам отправления правосудия; охране собственности царя, храмов и населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказаниям за телесные повреждения; операциям с движимым имуществом. Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых при этом считались полноправными. На развод имели право обе стороны, но за неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало её детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей. [1,31] В судебнике выделялись три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные поступки. Так, за ущерб, нанесённый какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» ещё дешевле, а за правонарушения, совершённые им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев – беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всём том раб имел определённые права - на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. [3,46] Наказания за серьёзные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний – талион, т. е. воздаяние по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба». Вообще же чтение всех 282 статей судебника показывает, что лейтмотивом его была защита традиционных прав и имущества собственного, т. е. вавилонского, населения – особенно в тех случаях, когда вавилонянин или его имущество оказывались под угрозой. Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шёл по пути становления государственности, так что их вариант политогенеза и развития форм хозяйства и форм собственности заслуживает особого внимания. Разумеется, существовали различные варианты развития, но система, созданная в этом государстве, стала эталонной для государств, кто шёл вслед за ними… ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА. Итак, древнеегипетский вариант становления и развития государственности, заметно отличался от месопотамского. Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте, возникали в виде объединений вокруг храмов. В Египте, такие сообщества, позже стали именоваться номами, согласно греческому произношению. [4,28] Здесь очень рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не абсолютно, причем документы свидетельствуют о том, что рабочие отряды функционировали и даже перемещались с места на место, по мере надобности, без всяких церемоний, что свидетельствует о казарменно-коммунистическом строе жизни и соответствующих экономических отношениях. Эта казарменно-командная система, в отличие от третьей династии Ура, распространялась, видимо, на все население. [6,52] В отличие от Египта, в Вавилонии, неэффективность казарменного коммунизма, в форме труда подневольных на псевдолатифундиях, выявилась достаточно быстро, так что в Вавилонии времён Хамурапи от этой формы хозяйства отказались, раздав царско-храмовые земли служащим в качестве платы, кормления, и всем остальным, включая неполноправных мушкенумов, в виде аренды. Административно-политическая структура такого типа, для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Такая система, положительно сказывается на ускорении процесса приватизации, что в конечном итоге, ускоряет выход государства на новый уровень развития экономических отношений - рыночный. [7,12] В отличие, от Месопотамского варианта развития, ситуация в Египте, начала меняться лишь с периода Среднего царства, когда стал заметным процесс приватизации и формирования рынка. Как и в Вавилонии времен Хаммурапи, процесс приватизации сдержать было уже нельзя, важно было поставить его под контроль. Но если в Вавилонии для этого понадобилась серия судебников, которую венчали законы Хаммурапи, то в Египте отлично обошлись без этого (существуют даже сомнения по поводу того, что здесь вообще когда-либо существовали судебники,— это касается, в частности, и упоминавшихся 40 кожаных свитков). Законопослушный или, точнее, послушный администрации и привыкший повиноваться палке надсмотрщика египетский производитель и без того был в полном подчинении власти, в первую очередь, жрецов-чиновников в системе царско-храмовых хозяйств. Период Нового царства был отмечен заметным экономическим внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет Успешных войн в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций, из полуавтономных храмовых центров во главе с наследственной жреческой знатью в административные подразделения империи, которыми управляли назначенные сверху чиновники, имевшие должностные инструкции. [7,59] Обильный приток рабов, способствующий обогащению храмов, куда эти рабы в основном направлялись, привёл, было к резкому конфликту между властью, и жречеством (реформы Эхнатона), но конфликт был улажен, и жречество вынуждено было смириться с усилением роли центра. При этом в Вавилонии, такого эксцесса, удалось избежать. Не исключено, что это связано с, относительно, чёткой системой законодательства. И только с XVI-XV вв. до н.э., спустя, почти полтора тысячелетия с момента начала египетской государственности, в этой стране серьёзную роль, стал играть рынок. Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и в силу этого, крайне замедленными, темпами приватизации. И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослабленности власти центра. [6,54] Существенно заметить, что изоляция Египта – речь идёт, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее. [7,60] Заключение Я считаю, что, подводя итоги, следует обратить внимание на динамику исторического развития ранних очагов урбанистической цивилизации, в её шумеро-вавилонском варианте. Административно-политическая структура такого типа благоприятна для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Увеличение количества храмовых и, позже, царско-храмовых земель в рамках укрупнённых государств Саргона или правителей третьей династии Ура, создаёт условия для упрочнения сильной централизованной власти, причём этому же способствуют процесс приватизации и появление в рамках социума немалого количества безземельных вчерашних общинников, вынужденных арендовать храмовые и царские земли. Обилие неполноправных арендаторов на царско- храмовых землях времён третьей династии Ура, привело к возникновению здесь, системы псевдолатифундий, с массовым использованием лишённых собственности и находившихся под жёстким контролем администрации невольников, о статусе и образе жизни которых, свидетельствуют массовые документы хозяйственной отчётности, создающие впечатляющую картину коммунистической реформы. Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и крайне, замедленными в силу этого, темпами приватизации. И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослаблености власти центра. Существенно заметить, что изоляция Египта речь, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее. БИБЛИОГРАФИЯ: ИСТОЧНИКИ 1.Законы Хаммурапи «Латстар», г. Одесса 2.Книга мёртвых, глава 125 «Просвещение», г. Москва ЛИТЕРАТУРА 3. Белецкий М. Р. «Забытый мир шумеров» М.:1980 4. Белявский В. А. «Вавилон легендарный и исторический », 1971 5. Берлев О. «Общественные отношения в Египте, времён Среднего царства» М.: Просвещение, 1982 6. Васильев В.С. «История Востока», 2001 7.Денисов «Основные черты древнего общества» 8. Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй, Древнего Двуречья». 9. Персиков К.С. «Рабство в Вавилоне в III-IV вв. до н. э.» 10. Соловьёва Т.Н. «Аграрный строй Египта, в период Древнего Царства », 1980 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |