|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Жилищный кодексЖилищный кодексI. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (ст. 25) «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»[1]. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в числе основных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина право на жилище (ст. 40): «Каждый имеет право на жилище». Провозглашая право каждого на жилище, часть первая статьи 40 Конституции РФ устанавливает гарантию охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища». По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом, призванном на государственном уровне защищать права граждан. Вместе с тем, оно служит юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, системы жилищных правоотношений, пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда. В отношении содержания права граждан на жилище в литературе существуют различные точки зрения. По мнению С.М. Корнеева, право на жилище имеет две составные части: во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользования тем жилищем, которое у него имеется; во-вторых, государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем[2]. Аналогичного мнения придерживается и ряд других правоведов[3]. В.П. Грибанов считает, что право на жилище означает гарантированную законом возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами и средство, обеспечивающее удовлетворение данной потребности[4]. Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции РФ: 1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов; 2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище – путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами – путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка; 3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина – собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.); 4) обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека; 5) с конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и такие нормы Конституции РФ, которые предусматривают неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др. Право на жилище является непосредственно действующим. Оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ). В качестве одного из основных социально-экономических прав, право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина РФ. Наличие этого права у граждан РФ корреспондирует соответствующие обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные прежде всего с предоставлением жилых помещений в пользование в случаях, предусмотренных в законе, расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием в развитии частного фонда, всемерной поддержке в приобретении и строительстве гражданами жилья, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилыми помещениями. Провозглашенное в Конституции РФ право на жилище носило бы декларативный характер, если бы не был создан государственно-правовой механизм его реализации. Общие положения Конституции РФ о праве на жилище не требуют дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что ее отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав. Конституционное понятие права на жилище не сводится к гражданско- правовому понятию право на жилую площадь, под которым обычно подразумевается комплекс правомочий нанимателя по пользованию и распоряжением жилым помещением, предоставленным ему по договору или по другому законному основанию. По мнению С.И. Аскназия, право на жилище выражает комплекс правомочий нанимателя на пользование и распоряжение жилым помещением[5]. Ю.Г. Басин считает, что термин «право на жилище» является неудачным, поскольку он используется на практике лишь для обозначения субъективного права нанимателя[6]. Главным содержанием конституционного права граждан на жилище является право владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, по своему усмотрению, в определенных законом пределах; право на получение гражданами, нуждающимися в жилье, жилых помещений по основаниям и в порядке, предусмотренных в законе; право иметь жилище для проживания; право на реализацию иных правомочий, предоставленных Конституцией РФ и законами РФ. Конституция Республики Башкортостан, основанная на воле проживающего на ее территории народа, общепризнанных принципах и нормах международного права, также провозгласила право граждан Республики Башкортостан на жилище как одно из наиболее важных и значимых социально-экономических прав (ст. 51). ----------------------- [1] Международное публичное право. Сборник документов. В 2-х томах. – М.: БЕК, 1997. С. 242. [2] См.: Гражданское право. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. – М.: БЕК, 1993. С. 149. [3] См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. – М.: БЕК, 1994. С. 223. [4] Грибанов В.П. Основы советского жилищного законодательства. – М.: Юрид. лит., 1983. С.25, 27. [5] Приводится по: Гражданское право. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: БЕК, 1993. С. 163. [6] Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. – Алма-Ата, 1963. С. 18. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |